Янв 22, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Аттестация в Минкульте

Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы

Аттестация экспертов историко-культурной экспертизы — это оценивание тех специалистов в сферах сохранения объектов культурного наследия, которые планируют профессионально проводить анализ состояния объектов, проектов ремонта и реставрации, прочих мероприятий с точки зрения их безопасности и перспектив воздействия на культурное наследие страны. Цель — установить уровень образования, опыт и компетентность соискателя в конкретной области, его способность объективно оценивать состояние и реальную ценность памятников, предстоящие реставрационные работы, а также иную деятельность на предмет соответствия требованиям охраны культурного наследия страны.

Только после аттестации эксперт сможет не только работать в выбранной области, но и на платной основе проводить исследования с вынесением экспертного заключения. Именно от его мнения зависит окончательный вывод:

  • при решении вопроса об отнесении объекта к числу памятников, определении категории памятника на основе историко-культурной ценности, исключения объекта из числа памятников и т.д.
  • при определении безопасности или целесообразности различного рода работ: ремонта объекта или его реставрации (оценке подлежит проект предстоящих работ), а также хозяйственной или иной деятельности на территории или в охранной зоне памятника со стороны фирмы с лицензией на реставрационные работы и других хозяйствующих субъектов;
  • при определении на территории наличия или отсутствия объектов археологического наследия или признаков таких объектов и т.д.


Важно:

Аттестацию экспертов проводит Минкультуры РФ. Срок действия статуса — 3 года, после чего можно пройти переаттестацию на тот же срок.

В настоящее время рассматривается проект поправок в Положение об аттестации экспертов № 563, согласно которым срок действия аттестата и полномочий будет увеличен до 5 лет.

В настоящее время Положение об аттестации не требует, чтобы претендент имел российское гражданство, однако поправки предусматривают, что будущий эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы обязан документально подтвердить факт постоянного проживания на территории РФ.

 

Требования к кандидатам

Критерии, которым должен соответствовать будущий эксперт, установлены главой II Положения о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 26.08.2010 г. № 563).

Это:

  • а) высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, в исключительных случаях допускается наличие среднего профессионального образования;
  • б) предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;
  • в) знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • г) умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам заключения экспертизы.

 

Какие документы нужны

Претендент обязан направить в аттестационную комиссию следующий пакет документов:

аттестация экспертов по историко культурной

  • письменное заявление об аттестации;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • копию документов, подтверждающих наличие необходимого образования — диплом ВУЗа либо послевузовского образования по специальности или направлению экспертной деятельности (с приложением);
  • копию документа, подтверждающего прохождение обучения по утверждённой программе (если имеется);
  • копии документов, подтверждающих наличие дополнительных навыков и знаний кандидата (дипломы, свидетельства об окончании курсов, удостоверения, сертификаты и т.д.);
  • копию трудовой книжки или иного документа, подтверждающего стаж работы;
  • информация о научно-исследовательской или экспертной деятельности претендента по экспертной специальности;
  • опционально — документы о награждениях, вынесении благодарности, характеристики действующих экспертов о работе соискателя по экспертной специальности, примеры подготовленных экспертных заключений — всё, что поможет принять положительное решение при аттестации.

Копии документов нужно заверить нотариально, приложить их опись с указанием количества листов.

 

Как проходит аттестация экспертов в Минкульте

Вся процедура выглядит как стандартный квалификационный экзамен в любом ведомстве. Аттестационная комиссия в соответствии с календарным планом собирает заседания, в ходе которых оценивает уровень подготовки и компетенции соискателей по каждой экспертной специальности путем проверки представленных документов и устного экзамена (собеседования).

Для подготовки претенденты могут воспользоваться перечнем вопросов, раз в 5 лет утверждаемых приказом Минкультуры, а также списком нормативных и законодательных актов, рекомендуемых для изучения. Список вопросов и перечень НПА выложены на официальном сайте Минкульта.

Проверка знаний и навыков может проводиться в одном из трёх вариантов: устного квалификационного экзамена по билетам, тестирования либо устного собеседования (точнее определяет комиссия). На практике экзаменаторы предпочитают проводить обычные собеседования, в ходе которых проверяют документы соискателя на предмет соответствия лица требованиям, предъявляемым к эксперту, а также задают несколько теоретических вопросов по законодательству в сфере охраны культурного наследия и градостроительства.

Следует отметить, что такой поверхностный подход к проверке компетентности будущих экспертов часто подвергался критике со стороны общественных объединений и специалистов по охране ОКН. С учетом их мнения в Правительстве обсуждаются поправки в Положение об аттестации, согласно которым и требования к кандидатам, и правила экзамена станут строже и конкретнее. В частности, проверка знаний будет проводиться в два этапа: устный экзамен по билетам согласно экспертной специальности (по 6 вопросов) и устное собеседование для проверки знания российского и международного законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

По результатам проверки знаний комиссия принимает решение о присвоении соискателю статуса эксперта либо об отказе в этом. Копия приказа Минкультуры об аттестации вручается лично в руки в течение 10 дней со дня его вынесения.

Нужна помощь в оформлении лицензии Минкультуры или аттестации специалистов? Обращайтесь, это наш профиль!