Сен 28, 2019

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Аттестация в Минкульте

Аттестация реставраторов в Минкульте: порядок, документы, требования

Обязательная аттестация специалистов введена Министерством культуры РФ с 26 октября 2017 года при утверждении нового Положения о лицензировании. Стремясь повысить качество реставрации в целом, Минкульт ввёл обязательную аттестацию для всех реставраторов, как руководителей, так и выполняющих производственные работы. По новым правилам получение лицензии Минкульта и возможность выполнять контракты по реставрации памятников доступны фирмам и предпринимателям лишь при наличии сотрудников, аттестованных в Минкульте. Обратите внимание: даже при наличии лицензии компания не сможет получить госзаказ на реставрацию, если в её штате нет аттестованных специалистов нужного профиля.

До октября 2017 года аттестация Минкультуры для специалистов производственных профессий, а уж тем более для руководителей была не обязанностью, а скорее дополнительным плюсом к репутации компании с лицензией Министерства культуры РФ: если в реставрационной компании работали аттестованные специалисты и руководители, это автоматически считалось гарантией качества выполняемых работ.

Если фирма намеревается осуществлять виды работ, предусмотренные п. 1, 3-10 Перечня видов реставрационной деятельности, то ей придётся аттестовать своих сотрудников в Минкульте.

Кому нужно пройти аттестацию

Проще указать, кому аттестация Минкультуры не требуется. Это специалисты и руководители, чья деятельность подпадает под п. 2 и 11 Перечня реставрационных работ (проектирование работ по ремонту и приспособлению памятников, а также непосредственно ремонт и приспособление объектов культурного наследия). Для остальных видов деятельности по реставрации и сохранению памятников истории и архитектуры нужна специалистов придётся аттестовать.

Аттестацию проходят:

  • руководитель и(или) его заместители, ответственные за выполняемые виды работ в целом или в рамках отдельного проекта — проходят аттестацию Минкульта, так как по классификации относятся к специалистам-реставраторам;
  • главный инженер и архитектор (компании или проекта);
  • непосредственные исполнители производственных работ;
  • индивидуальные предприниматели, даже если они нанимают в штат других аттестованных в Минкульте специалистов.

Требования к специалистам и список документов

Требования к стажу, профессиональному образованию по специальности и особенности составления портфолио аттестуемого лица содержатся в Положении об аттестации, а более подробно — на странице той секции, где специалист собирается получить квалификацию.

Общее требование: стаж практической работы реставратора не должен быть менее 3-х лет за последние 10 лет опыта работы по специальности. Для претендентов на вторую категорию и выше предусмотрен минимальный срок опыта работы (подтверждается документами о выполненных проектах на объектах культурного наследия в составе портфолио)

  • Для II категории — не менее 7 лет;
  • Для I категории — не менее 10 лет;
  • Для высшей категории — не менее 15 лет.

Для получения третьей категории требований к опыту работы нет.

В общем виде перечень документов на аттестацию Минкульта выглядит так:

  • заявление о присвоении квалификации (обязательно указать, какой именно);
  • согласие на обработку персональных данных, подписанные специалистом (последнее необходимо для внесения информации в реестр аттестованных специалистов, который Минкульт ведёт для учёта реставраторов);
  • копия трудовой книжки и иных кадровых документов (для подтверждения стажа работы);
  • копии дипломов о профильном образовании, сертификатов, удостоверений и иных документов, подтверждающих необходимый уровень квалификации специалиста;
  • благодарственные письма, грамоты, дипломы конкурсов и прочие документы, свидетельствующие о работе реставратора;
  • если до этого специалист уже проходил аттестацию Минкультуры России и теперь хочет повысить свою категорию, к заявлению необходимо приложить выписку из протокола заседания реставрационного совета организации-работодателя с рекомендацией о присвоении специалисту более высокой категории, а также характеристику с места работы;
  • портфолио специалиста (у каждой секции требования к содержанию портфолио различаются);
  • флешка или DVD-диск с вышеуказанными документами и портфолио в электронном виде (заявление и согласие на обработку ПД должны быть отсканированы с подписью заявителя).

Статья по теме: Как подготовить документы для аттестации в Минкульте

Если подан неполный пакет документов или они оформлены с нарушением требований Минкультуры, заявление даже не будут рассматривать, а просто вернут по почте.

Порядок проведения аттестации

Аттестация Минкультуры проводится в виде заседания комиссии и заключается в изучении документов и портфолио заявителей. В случае сомнений в квалификации и навыках реставратора его могут вызвать на заседание и провести собеседование, что-то типа устного экзамена.

Рассмотрение заявок занимает до 45 дней, решение о результате заседания комиссии сообщается заявителю в течение 15 дней со дня принятия решения. Возврат документов без рассмотрения производится гораздо быстрее — за 20 дней.

Заседания комиссий, как правило, проводятся раз в месяц, однако даты и требования к специалистам конкретной категории лучше уточнять на официальном сайте Министерства культуры РФ на странице соответствующей аттестационной секции.

Результат аттестации Минкульта:

В случае, если специалист соответствует предъявленным требованиям, а документы соответствуют требованиям Минкультуры, специалисту присваивается запрашиваемая категория и данные о нём вносят в реестр реставраторов Министерства культуры РФ.

Если установлено, что специалист не соответствует требованиям, комиссия принимает решение об отказе в присвоении квалификации, о чем письменно сообщает заявителю в течение 15 дней со дня вынесения решения.

Реестр аттестованных специалистов-реставраторов

Его ведёт само министерство на официальном сайте. Найти реестр можно по ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

Ведение реестра преследует сразу две цели:

  • 1. Создать единый банк данных об аттестованных специалистах, чтобы при необходимости можно было проверить выполнение лицензионных требований, связанных с наличием в штате аттестованных сотрудников (напомним, что не допускается одновременный найм реставраторов в несколько фирм-соискателей лицензии Минкультуры).
  • 2. Помочь реставрационным компаниям и ИП найти сотрудников нужной квалификации в штат, а аттестованным специалистам — возможность быть найденными потенциальным работодателем.

Чтобы попасть в этот реестр, при подаче заявления на аттестацию необходимо составить заявление на размещение персональных данных в реестре, и информация включается в базу после вынесения приказа об аттестации специалиста. Если реставратор был аттестован до изменения Положения о лицензировании (т.е. до октября 2017 года), он может подать отдельное заявление о включении его данных в реестр аттестованных специалистов в Министерстве культуры или в составе пакета документов при очередной аттестации.

Нужна помощь в аттестации специалистов вашей фирмы? Ищете аттестованных реставраторов для лицензирования? Поможем решить вопросы с подготовкой и прохождением аттестации в Минкульте с положительным результатом. Звоните!