Что нужно проверить при покупке готового бизнеса

Собираясь приобрести готовый бизнес, связанный с проектированием и реставрацией объектов культурного наследия, обращайте внимание не только на учредительные документы и бухгалтерскую отчетность. Оценивайте работоспособность компании и проверяйте неочевидные моменты в документах, чтобы купить фирму с лицензией Минкульта именно как рабочий инструмент, а не как генератор проблем.

Ниже по пунктам разберем, что и зачем нужно проверить перед покупкой готовой компании.

 

Актуальность учредительных документов. Даже если продавец показывает оригинал устава, нелишним будет проверить это. Запросите выписку из ЕГРЮЛ, сравните даты и реквизиты Устава и учредительных документов с теми, что указаны в реестровой выписке.

 

Текущая бухгалтерия. Вам нужно убедиться, что фирма на момент продажи не имеет долгов перед налоговой и контрагентами, текущих и грядущих исполнительных производств, а также невыполненных обязательств по прошлым и текущим контрактам. Это делается следующим образом:

  • изучить бухгалтерский отчет, принятый в ФНС (должен стоять штамп о принятии в инспекции или соответствующий статус;
  • запросить справки о том, что у организации отсутствуют задолженности в фонды и ФНС (это может сделать как продавец, так и покупатель по доверенности продавца);
  • изучить базу должников на сайте ФССП на предмет исполнительных производств в отношении своей будущей компании;
  • изучить сайты судов на предмет действующих судебных производств, где фирма может выступать как истцом, так и ответчиком (по окончании судебного процесса суд может взыскать долги или обязать возместить ущерб — платить придется уже новому собственнику).

Изучение текущих бухгалтерских документов дает информацию о реальном объеме оборотов компании. Многие ограничиваются данными об уставном капитале и стоимости активов, умалчивая о прибыльности или убыточности бизнеса. Если ваша цель просто купить готовую лицензию Минкультуры в виде ООО, то обороты и прибыльность бизнеса можно игнорировать. Если же вы намерены купить именно действующий бизнес, лучше заранее выяснить, приносит ли он прибыль и за счет чего.

 

Причина продажи. Если собственник не хочет или не имеет возможности дальше вести бизнес, то продажа фирмы — логичное его завершение, т.к. организацию сегодня проще продать, нежели ликвидировать. Еще одна допустимая причина: фирму создавали и лицензировали под конкретный проект, и он завершен — собственник продает более ненужную организацию.

Однако чаще бывает, что фирма непригодна для участия в госзакупках, и от нее пытаются избавиться и извлечь хоть какую-то выгоду. Так бывает, например, если компания занесена в реестр недобросовестных поставщиков, участники попали в «черный список» дисквалифицированных лиц ФНС, сведения попали в реестр прокуратуры за коррупционное правонарушение и т.д.

Выяснить это поможет «пробив» компании по соответствующим базам и реестрам.

 

Активы. В договоре купли-продажи бизнеса должно быть перечислено все, что переходит новому собственнику. Не поленитесь проверить документы, подтверждающие права продавца на передаваемое имущество.

 

База клиентов. В некоторых сферах бизнеса это ключевой актив компании. Для начинающей компании это могут быть крупные игроки рынка, нанимающие специализированные фирмы по договору субподряда на крупные контракты. Если это ваш случай, стоит изучить практику сотрудничества с ними, результаты выполненных работ, репутацию фирмы, а также фигуру учредителя (возможно, весь бизнес держится на личности владельца, и после продажи клиенты не захотят сотрудничать с новым собственником).

 

Действие текущих договоров. Срок договора аренды офиса, складов, мастерских и других помещений должен быть достаточным для продолжения деятельности после покупки либо нужно согласовать продление сроков или заключение новых договоров на те же помещения. То же самое с транспортом, оборудованием и другими активами, необходимыми для работы. Если нужно искать новые помещения или оборудование, придется заложить дополнительные расходы на это. Вы должны четко понимать, что вам перейдет вместе с бизнесом.

В продлении договоров на сопутствующие услуги тоже лучше убедиться заранее. Сюда входят клининг, экспедиция, техническое обслуживание оборудования и т.д. Договоры с поставщиками тоже должны сохранять силу, чтобы сразу после начала бизнеса не пришлось искать новых.

 

Текущие обязательства фирмы. При покупке бизнеса к новому собственнику переходят все обязательства предыдущего: обязанности по условиям текущих и предварительных договоров, обязательства о погашении долгов по зарплате и выплате компенсации, открытые споры и судебные дела и т.д.

Узнать о них можно из открытых реестров на сайтах судов и судебных приставов. Не обходите вниманием претензионные производства: нерешенные досудебные претензии это будущие судебные дела, а значит, возможные взыскания с вашей новой компании.

 

Кадры. Нужно выяснить, сколько сотрудников оформлено по трудовым договорам, кто работает по гражданско-правовым, скольких периодически привлекают по субподряду. Важно убедиться, что на момент продажи нет жалоб в трудовую инспекцию или в суд по трудовым спорам, т.к. законодательство в первую очередь защищает интересы работника.

Таким образом, изучать свою будущую компанию стоит с опытным юристом, либо приобретать ООО у надежных посредников, которые ответственно подходят к созданию и подготовке фирм к продаже.

Мы поможем подобрать и купить подходящую фирму с лицензией Минкультуры, с которой вы сможете участвовать в тендерах. Звоните!