Мар 05, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Аттестация в Минкульте

Деньги есть — реставраторов нет: кто и как восстанавливает памятники

Почему, несмотря на строгое законодательство, лицензирование реставрации и контроль Минкультуры, мы продолжаем терять памятники? Часть проблем мы уже определили в прошлых статьях. Но лишь вскользь упомянули еще об одной: недостаточной подготовке специалистов.

С 2017 года, чтобы получить лицензию на реставрацию объектов культурного наследия, фирма или ИП должны иметь в штате аттестованных специалистов по профилю выполняемых работ. Такое условие (теоретически) позволяет отсеивать непрофессионалов еще до начала работ и обеспечить высокое качество реставрации.

Нет настоящих мастеров

На этапе переоформления лицензий в 2017-2019 годах из-за условия об аттестации сфера потеряла часть мастеров-реставраторов, которые обладали необходимыми навыками, выполнили множество проектов, но не имели нужного образования по специальности (а это обязательное условие для аттестации).

Из-за отсутствия аттестованных специалистов почти 30% фирм «сошли с дистанции» и фактически лишились лицензии.

Оставшиеся компании и должны были обеспечить высокое качество реставрации памятников. Однако этого не случилось.

Специалисты отмечают, что от российской школы реставраторов почти ничего не осталось. Когда приходится наблюдать за работой иностранных специалистов, многие наши даже не понимают, что и как они делают. Если в других странах стараются соблюдать преемственность знаний о сохранении памятников, следят за качеством подготовки специалистов именно в плане навыков, мастерства, аналитического подхода к работе, то у нас всё сводится к соблюдению формальностей.

За 30 лет фактически не осталось НИИ, в которых велось бы качественное обучение реставраторов. Передавать знания некому и не от кого: компании-флагманы стали банкротами и закрылись, коллективы мастеров-реставраторов, способные обучить профессии и восстановить любой объект практически с нуля — разрушены.

На смену опытным, творческим и заинтересованным реставраторам пришли коммерческие фирмы и предприниматели. Им не важны регалии, количество уникальных восстановленных объектов и виртуозное владение предметом. Главное, что реставратор прошел аттестацию в Минкульте и имеет нужные «корочки». Для многих компаний не важно даже, чтобы специалист реально работал в фирме — достаточно, что он числится в штате, а для выполнения работ на объекте можно нанять кого подешевле: гастарбайтеров, разнорабочих с ближайшей стройки, знакомых и друзей с навыками замешивать цемент и класть кирпичи. Результаты подобной «реставрации» мы уже наблюдаем на улицах городов.

обучение реставраторов

Тендеры и освоение бюджета

Еще одна проблема — госконтракты. Сам принцип состязательности за возможность поработать над проектом хорош — конкурс на реставрацию честно выигрывает самый достойный и получает проект, хорошую оплату из бюджета и разумный срок. Однако на деле всё реализуется не так радужно.

Первая проблема — честность. Государство уже не раз отмечало размах картельных сговоров, а новости регулярно оглашают имя очередного чиновника Минкульта, замеченного в коррупции. Это неудивительно: реставрация — очень « денежная» отрасль, на которую слетаются все, кто так или иначе способен принять участие в освоении бюджета.

Вторая проблема — тот самый бюджет. Его выделяют на реставрацию, установлен определенный срок. Неважно, как ты собираешься выполнять работы, каких методик требует тот или иной подход к восстановлению памятника — бюджет должен быть освоен и реставрация выполнена до определенной даты, иначе ты как исполнитель ничего не получишь. Зачастую специалисты понимают, что за указанный срок выполнить работу качественно просто невозможно, однако берутся за такие контракты и укладываются в отведенное время. Конечно, приходится жертвовать качеством, но кого волнуют такие мелочи, когда нужно уложиться в заданную стоимость и сроки?

профессия реставратор

Даже контроль со стороны должностных лиц не гарантирует качества. В Петербурге 9000 памятников, а в КГИОП работают около 100 человек. Они физически не могут отследить все объекты и проконтролировать ход реставрации. Авторский и технический надзор проводится по лицензии Минкульта, но таких лицензиатов пока мало. А тем временем над восстановлением памятников работают обычные строители и разнорабочие вместо аттестованных специалистов (напомним, не все смогли подтвердить соответствие требованиям Минкульта). Результат виден на фасадах — краска и побелка течет по стенам, штукатурка отваливается, кованые и скульптурные элементы после реставрации не похожи на оригинал и зачастую ужасают горожан. Могли бы сделать лучше? Могли бы, но некогда — сроки поджимают, нужно успеть освоить бюджет.

На самом деле, фирмы с лицензией на реставрацию могут работать качественно. Но зачастую не могут: спешка при выполнении госзаказа, текучка специалистов, изменчивые требования чиновников влияют на результат. Профессия реставратора предполагает постоянное совершенствование, но это становится проблемой, когда нет стабильных заказов или реставратор является «узким» специалистом. Многие компании не могут получить лицензию Минкульта из-за бюрократических препятствий, хотя обладают всем необходимым для работы.

Сфера восстановления памятников нуждается в тех, кто способен работать качественно. Хотите начать бизнес в сфере реставрации объектов культурного наследия? Поможем получить лицензию или купить готовую фирму с лицензией на реставрацию. Звоните!