Сен 18, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Ответственность собственника за сохранение памятника истории и культуры

Довольно частая ситуация: памятник истории и культуры выглядит заброшенным и бесхозным, фасад постепенно обваливается (иногда на голову прохожим), кровля протекает, от рельефной лепнины или декоративной деревянной отделки остаются жутковатые обломки… Иногда внутри такого здания живут или работают люди — в этом случае убогий фасад стыдливо занавешивают баннером с нарисованными окнами или огромными рекламными вывесками. Казалось бы, органы, заведующие охраной памятников, обязаны немедленно вмешаться и заставить владельцев привести здание в порядок, а собственники обязаны следить за столь ценным имуществом, однако на практике ситуация не меняется годами. Миллионные штрафы не работают, а собственники не всегда виноваты в разрушении зданий-памятников. Разберемся, в чем причина.

 

Предъявите паспорт

По закону с каждым собственником памятника, являющегося объектом недвижимости (здания, сооружения, помещения, произведения садово-паркового искусства и т.д.) заключается охранное обязательство, к которому прилагается акт технического состояния объекта, а также план работ по поддержанию здания в надлежащем виде.

Это своего рода предписание собственнику о сохранении памятника и элементов, которые представляют историко-культурную ценность здания и являются причиной его признания памятником истории и культуры. В охранном обязательстве могут быть указаны ограничения при использовании здания, а также дополнительные обязанности собственника, например, по проведению периодических ремонтных работ, по финансированию реставрации, проводимой сторонней компанией с реставрационной лицензией и т.д.

Основой охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия. О нем мы подробно писали здесь. Вкратце: это основной документ, характеризующий памятник, а также его объект охраны.

Представители Министерства культуры РФ поясняют, что основная сложность работы с собственниками памятников в том, что у многих попросту отсутствуют паспорта на охраняемый объект или паспорт есть, но составлен ненадлежащим образом. Об этом владельцы узнают постфактум, когда здание уже передано им и используется несколько лет. Отсутствие паспорта ОКН или некачественно составленный паспорт делает невозможным реставрацию и сохранение памятника истории и культуры: при всем желании ни собственник, ни реставрационные фирмы не могут что-либо сделать с памятником без этого документа. Бывает так, что в паспорте на ОКН отсутствует указание на объект охраны, и для определения его требуется экспертиза (зачастую не одна).

Между тем, собственники обязаны ежегодно сообщать о состоянии своих «подопечных» памятников в орган по охране ОКН с приложением фотоотчета и списка выполненных работ. За непредоставление отчета — штраф. Как проводить такие работы и отчитываться о них, если нет необходимых документов — загадка.

 

Вольное толкование обязательств

Из-за некачественно составленных документов собственники не до конца понимают, а что же, собственно, охраняется в здании, что нельзя ремонтировать и менять без согласования с органом госохраны ОКН? Например, если ценность представляет внутреннее убранство, лепнина, уникальные лестницы и прочие элементы интерьера, то почему нельзя покрасить и подлатать обычной штукатуркой фасад? Если фасад представляет ценность из-за барельефов или уникальной каменной отделки, то почему нельзя заменить гнилые трубы внутри здания без предварительных согласований с комитетом по охране памятников и привлечения специализированных реставрационных компаний?

Этой неопределенностью удобно пользуются инспекторы, которые выписывают охранные обязательства, руководствуясь собственным мнением. В итоге собственник не знает, что именно он должен делать: руководствоваться словами инспектора или ничего не трогать — четких объектов охраны в паспорте ведь нет! Все это ведет к бесконечным спорам, экспертизам, а здание тем временем разрушается дальше.

Еще одна проблема — многоквартирные дома и коммуналки. Если здание признают объектом культурного наследия, а в нем уже живут люди, то орган охраны культурного наследия обязан в течение месяца со дня внесения ОКН в реестр заключить с каждым собственником помещения в нем охранное обязательство. Учитывая острую нехватку кадров в госоргане и несовершенство составления документов, эта процедура затягивается на месяцы и вряд ли возымеет эффект. Мы уже писали о сложностях содержания памятников, являющихся МКД: у собственников элементарно нет денег на надлежащий ремонт и восстановительные работы с привлечением организаций с лицензией Минкультуры, а городские власти сетуют на скудный бюджет и кивают на собственников.

Статья по теме: Как реставрируются памятники-«многоквартирники»

Обычно состояние такого дома по мере возможностей поддерживает управляющая компания, а также региональыне власти — средствами бюджетов, выделяемыми на сохранение культурного наследия региона. У собственников денег нет.

Есть и совсем вопиющие случаи, когда организация или предприниматель специально покупают ветхие здания-памятники в надежде получить удобный участок в выгодном месте города. Такие бизнесмены специально бездействуют и игнорируют все предписания и охранные обязательства, пока здание окончательно не разрушится. Если же памятник оказался слишком «живучим», предприниматели идут на крайние меры: снос и поджог ветхого здания, выдаваемые за случайность. Учитывая выгоду от получения таких земельных участков санкции за преднамеренное уничтожение или порчу объекта ОКН (до 1 млн. рублей штраф или до 2-х лет лишения свободы) выглядят несерьезно.

Даже имеющиеся санкции применяются очень редко. Возбудить уголовное дело по статье 243.1 УК РФ проблематично: следственные органы неохотно берутся за дело со сложным доказыванием и сомнительными перспективами. Поэтому многие факты бесхозяйного обращения с памятниками истории и культуры остаются безнаказанными, несмотря на очевидные нарушения.

До тех пор, пока наказание за небрежное отношение собственников ОКН к своим обязанностям не станет неизбежной частью государственной политики по по сохранению культурного наследия страны, ситуация не изменится. Инструменты для влияния на собственников есть. Государственным органам осталось научиться применять их.