Июн 17, 2019

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Почему рушатся памятники: вечная проблема реставрации

Сейчас о результатах реставрации культурных объектов не пишет только очень ленивые или узкоспециализированные издания. На сайтах обсуждаются фото изуродованных греческих богов на фасадах зданий, обвалившаяся штукатурка или сравнение «до и после», где вариант «до» выглядит исторически достовернее и красивее, чем после восстановительных работ.

Государство предпринимает попытки очистить рынок от псевдореставраторов, устанавливая высокие требования для получения лицензии Министерства культуры, вводя обязательную аттестацию специалистов и контролируя исполнение госконтрактов. Но некачественные работы по восстановлению культурных объектов — по-прежнему довольно частое явление. Почему?

Памятники архитектуры и истории — это красиво, это достояние страны и народа. По факту же ответственность за их состояние лежит лишь на государстве и непосредственных владельцах. И те и другие признаются: нет денег на содержание и реставрацию. Отсюда и попытки сэкономить, которые приводят к обратному результату.

Невыгодные скидки

Небольшие фирмы с лицензией Минкультуры и узкоспециализированные мастерские могут месяцами ждать подходящего заказа. Когда же они подают заявку на участие в аукционе, заказчик старается получить как можно большую скидку от начальной цены контракта, а участники вынуждены демпинговать, чтобы получить заказ. Нередки случаи, когда окончательная цена оказывается ниже первоначальной более чем на 10%, а в сфере проектирования реставрации или ремонтных работ итоговая цена контракта может стать ниже более чем на четверть.

Вторая причина — опять же финансовая. Нетрудно догадаться, что цена обычных строительных работ и капитального ремонта будет существенно ниже, чем полноценная реставрация. Правильно сформулировав условия госзаказа по восстановлению памятника архитектуры, можно отдать его строительной фирме с лицензией на реставрацию. Конечно, такая компания не имеет квалифицированных специалистов-реставраторов, никто не будет строго следить за соблюдением достоверности и сходства с первоначальным объектом, да и материалы будут использоваться самые простые и дешевые. В результате мы получаем памятники, очень далекие от первоначального варианта, да и от проекта тоже.

Статья по теме: Высокие стандарты: причины переоформления лицензий на реставрацию

Однако это не самый плохой сценарий. Бывает так, что строительная компания, выигравшая тендер, вместо реставрации занимается своим привычным делом — строительством. Вместо памятника подрядчик фактически отстраивает памятник заново, при этом не особо заботясь о сохранении архитектурных особенностей и элементов отделки в их первозданном виде. Получается ситуация, когда наличие лицензии и аттестованных в Министерстве культуры специалистов уже не гарантирует качество реставрационных работ. Остается только гадать, как при таких нарушениях условий госконтрактов подписываются акты приемки работ и какие эксперты оценивают предъявленный результат.

Частники спасают памятники

Власти уже признали, что на надлежащее содержание и реставрацию памятников архитектуры у государства денег не хватает. Приоритеты другие. Возможно, что решить проблему можно с помощью привлечения частных инвестиций. И сделать это предлагают двумя способами.

Многие памятники архитектуры — старинные усадьбы, исторические здания в городах и т.д. — ранее принадлежали государственным и муниципальным предприятиям, будучи переданными им на праве хозяйственного ведения. Данные предприятия их использовали, попутно занимаясь вопросами сохранения и реставрации, естественно, под контролем государства и муниципалитета. Со временем такие предприятия охотно и быстро приватизировали, однако не учли, что с ними во владение и под ответственность нового собственника перешли и памятники культуры, причем в состоянии, вполне пригодном для эксплуатации. Власти надеются, что именно частники будут заинтересованы во вложениях инвестиций в реставрацию «своих памятников», ведь их можно использовать не только как музеи, но и под рестораны, кафе, офисы и прочие коммерческие проекты.

Еще один вариант — придать «современный экономический смысл» памятникам истории и архитектуры, превратив вложения в их реставрацию в выгодный коммерческий проект. Уже звучали такие варианты, как предоставление инвестору отреставрированного объекта в долгосрочную аренду с символической арендной платой, возможность выкупа памятника в собственность инвестора на льготных (и весьма приятных) условиях, упрощенные процедуры перевода назначения зданий и помещений в статус коммерческой недвижимости при условии вложений в её реставрацию, создание на базе восстановленных усадеб таких объектов, как дом-музей, отель, санаторий, гостевой дом с реконструкцией быта конкретной исторической эпохи и т.д. Такие проекты, по мнению депутатов, будут иметь спрос и приносить прибыль новым владельцам, постепенно окупая затраты на реставрацию объектов культурного наследия.

Таким образом, привлекая частных инвесторов и давая им возможность использовать объекты в коммерческих целях, можно сохранить и восстановить памятники архитектуры и истории и способствовать развитию прилегающих территорий.

Нужна помощь в оформлении лицензии на реставрацию или готовая фирма с лицензией Минкультуры? Звоните!