Сен 30, 2019

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Тендеры на реставрацию

Проблемы реставрации памятников

Почему памятники находятся в плачевном состоянии, несмотря на контроль со стороны государства, лицензирование и процедуру выбора подрядчика через систему госзакупок? Вот пять проблем реставрации объектов культурного наследия, из-за которых многие памятники разрушаются, не дождавшись восстановления.

 

Финансирование

Нет денег — самая популярная причина, по которой мы видим безалаберное отношение властей к сохранению исторических ценностей. Памятники годами «стоят в очереди» на реставрацию, которая зависит от ежегодных бюджетов и финансовых планов на региональном и федеральном уровне. И даже когда деньги на реставрацию появляются, государство стремится сэкономить на госконтрактах.

Первый способ экономии — установить низкую стартовую цену госзакупки. В этом случае события развиваются по двум сценариям:

  • из-за низких расценок уважающие себя специалисты не хотят брать невыгодный объемный контракт. Закупка признаётся несостоявшейся, а восстановление памятника откладывается до лучших финансовых времён.
  • заявку подают те компании, которые берутся за все заказы подряд ради наработки опыта специалистов и репутации на рынке (но и качество работ у таких подрядчиков соответствующее). В итоге объект культурного наследия продолжает разрушаться или достаётся «недорогим» исполнителям, о результатах работы которых мы знаем из гневных статей и фоторепортажей.

Вторая проблема реставрации — составление условий контракта таким образом, чтобы привлечь к делу обычную строительную фирму с лицензией Минкультуры, а не специализированную компанию, услуги которой стоят дороже в разы. В итоге вместо восстановления памятника и сохранения его исходного вида мы получаем фактически новодел. В ходе такой реставрации навсегда утрачиваются особенности, элементы декора и прочие детали, которые и обуславливали историко-культурную ценность памятника, зато государство не выходит за рамки выделенного бюджета.

 
Тендеры на реставрацию


 

Неадекватные цены на контракты

В продолжение темы финансов и слишком низких цен госконтрактов обратим внимание на ценообразование в сфере реставрации. Стоимость восстановительных и ремонтных работ индексируется по ставкам 2012 года, и такими ценами привлечь к работе опытных подрядчиков весьма проблематично.

Остаются низкоквалифицированные, которые готовы работать по низкой цене, в сжатые сроки — на любых условиях заказчика. Но нужна ли памятникам такая реставрация? На эту проблему уже не раз обращали внимание признанные эксперты. Например, А.Попов, реставратор с мировым именем, высказал свою точку зрения по поводу госконтрактов на реставрацию трёх памятников деревянного зодчества в Нижнем Новгороде:

Александр Попов:
«Это выброшенные деньги, только и всего. Потому что, первое, за это время такую работу нормально сделать нельзя и, второе, нормальная фирма за такие деньги делать ее не будет. То есть придут непрофессионалы»

Эту проблему реставрации объектов культурного наследия понимают все, и заказчики в том числе. Такое ощущение, что их цель — выполнить план и освоить выделенный бюджет, а не восстановить объект культурного наследия.

Стоит отметить, что определенные подвижки в этом вопросе всё же есть: Министерство культуры совместно с Минстроем участвует в разработке новой системы индексации цен при составлении смет на реставрацию. Вполне возможно, что скоро расценки на реставрационные работы будут проиндексированы до современного уровня цен, а государство будет предлагать достойную оплату за тендеры Минкульта на реставрацию.

Статья по теме: Реставраторы ожидают повышения расценок на восстановление памятников

Несоблюдение проектов и технологии

Из вышесказанного сразу видна третья проблема реставрации памятников — дёшево и быстро мы получим работу соответствующего качества: сделанную наспех, самыми экономичными материалами, с привлечением неквалифицированных работников. Почему такое возможно, ведь госзаказы по реставрации могут выполнять лишь фирмы с лицензией Министерства культуры, имеющие в штате аттестованных специалистов — профессионалов в своей сфере?

На самом деле нет никакого строгого контроля в процессе производственных работ: например, кто будет устанавливать личность человека в спецовке, снимающего старую кровлю на памятнике архитектуры? Кто проверяет квалификацию специалиста, разбирающего бревенчатую церковь с помощью топора? Во время работы — никто. Уже потом в ходе авторского надзора комиссия (возможно) вынесет предписание об устранении недочетов, но предотвратить порчу памятника истории и культуры можно только одним способом — доверить реставрацию профессионалам. Однако все чаще вскрываются случаи, когда авторский надзор вообще отсутствует, а акт приёмки работ отреставрированного объекта, несмотря на явные недостатки и грубые нарушения, без проблем подписывают обе стороны.

 

Мало хороших исполнителей

В октябре 2017 года в целях повышения качества работы реставраторов Министерство культуры сделало обязательным аттестацию специалистов и руководителей реставрационных работ. Чтобы получить лицензию Минкульта, соискатель должен подтвердить, что в штате есть квалифицированные сотрудники, способные выполнять восстановительные и ремонтные работы на должном уровне. Владельцы лицензий, полученных по старым правилам, обязаны были их переоформить, подтвердив квалификацию своих сотрудников с помощью аттестации.

Таким образом Минкульт надеялся отсеять неквалифицированных специалистов, а заодно и фирмы, которые не соответствуют повышенным требованиям в сфере реставрации.

В 2018 году большинство реставрационных компаний устремились переоформлять лицензии. Отдельно шли соискатели новых лицензий. Третью очередь заняли индивидуальные предприниматели (напомним, после изменения порядка лицензирования ИП могут получить лицензию на любые виды работ из Перечня Минкультуры). В итоге получилось, отдел лицензирования оказался настолько загружен, что не успевал вовремя рассматривать заявления соискателей, и сроки переоформления лицензии Минкульта продлили еще на год. Однако многие фирмы всё равно не успели провести аттестацию специалистов и лишились возможности работать по своей лицензии.

В результате список фирм, имеющих лицензию на реставрацию (а значит, и право участвовать в тендерах Министерства культуры), сильно поредел. В некоторых регионах остались 1-2 компании с лицензией Минкульта, да и те зачастую не имеют «узких» специалистов. О том, какие проблемы порождает нехватка компаний с реставрационной лицензией, мы уже писали.

Статья по теме: В России не хватает реставраторов

Отсутствие должного контроля

Конечно, существует авторский надзор, территориальные управления госохраны культурного наследия, которые призваны следить за памятниками и их реставрацией. Проблема в том, что эксперты и проверяющие зачастую закрывают глаза на недочеты, начиная с проектирования работ. Затем реставраторы вносят свою лепту, допуская погрешности в технологиях и материалах. На выходе мы получаем памятник, обновленный, но не восстановленный, иногда сильно отличающийся от первоначального варианта, да и от спроектированного тоже.

Источник: группа VK «Уральский хронотип»

Так, при реставрации лаборатории Симановской мельницы в Екатеринбурге рабочие использовали с помощью болгарки и алмазной насадки для шлифовки бетона: таким нехитрым способом реставраторы снимали со старинных кирпичей краску. При этом алмазный диск повреждает внешний слой кирпича, получившийся после обжига, сам кирпич крошится, искажается внешний вид кладки. Маловероятно, что подобный способ реставрации предусмотрен проектом, считают общественники, и проектировщики обязаны нести ответственность за ненадлежащее осуществление авторского надзора.

В свою очередь представитель ЖК «Макаровский» (Симановская мельница реставрируется в рамках его застройки) пояснил, что все работы ведутся с соблюдением проекта и технологии работ: таким образом специалисты снимают с кирпичей краску, возвращая стенам архитектурного памятника первоначальный облик. Пока информация будет проверяться, работы продолжаются. Как долго продержится памятник после такой реставрации — покажет время.

Учитывая дефицит исполнителей, рынок реставрации можно считать низкоконкурентным. Хотите начать бизнес в сфере восстановления объектов культурного наследия? Поможем получить лицензию или предложим готовую фирму с действующей лицензией, полученной по новым правилам. Звоните!