Профилактические мероприятия Минкульта в сфере реставрации

С принятием в 2020 году закона о государственном контроле основной принцип надзорной деятельности был слегка изменен: вместо выявления нарушений и наказания виновных по обнаруженным фактам ведомства перешли к предупреждению таких нарушений. В сфере работ по сохранению объектов культурного наследия это особенно актуально: здесь по аналогии с медициной «проще предотвратить, чем лечить», тем более, что уникальные памятники вследствие некачественной реставрации могут исчезнуть безвозвратно. Поэтому основное внимание уделяется профилактике нарушений.

 

Профилактические мероприятия Минкультуры

Общий перечень профилактических мер, доступных контрольно-надзорным органам, предусматривает в основном информационные формы взаимодействия с объектами надзора, и лишь профилактический визит связан с непосредственным осмотром места ведения бизнеса и общением со специалистами.

В рамках профилактики нарушений в сфере реставрации Минкульту доступны следующие мероприятия:

 

Информирование

Забота о том, чтобы предприниматели и организации были в курсе последних новостей о правилах и требованиях, предъявляемых к реставраторам, экспертам, специалистам, проектным бюро. Минкульт размещает свежую информацию на своем официальном сайте, выпускает релизы новостей, публикует тексты приказов, положений, законов и регламентов в открытом доступе, чтобы каждый лицензиат мог беспрепятственно ознакомиться с последними НПА в сфере реставрации.

Помимо официальных актов Минкульт занимается разработкой руководств и рекомендаций по выполнению лицензионных требований, сообщает об изменениях в нормативных документах, касающихся как лицензирования в Министерстве культуры, так и деятельности по проектированию и реставрации памятников истории и культуры.

Кроме того, министерство постоянно сообщает о способах получения информации лицензиатами, публикует справочные данные, отчеты и доклады об исполнении требований и т.д.

Информирование направлено на обеспечением максимального доступа к нормативным документам и справочным данным, которые требуются при осуществлении предпринимательской деятельности по сохранению ОКН. Поэтому данные публикуются на официальном сайте Минкульта и на других площадках в сети Интернет, в печатных изданиях, и т.д. Также исчерпывающую консультацию можно получить по телефону или индивидуальному письменному запросу.

 

Обобщение правоприменительной практики

Заключается в изучении и обобщении практики применения тех или иных норм закона или требований подзаконных актов, а также разрешения споров в сфере реставрации, в том числе в суде.

Таким образом появляется возможность определить самые частые нарушения в сфере сохранения ОКН и выявить их причины (и затем предусмотреть способы их устранения или снижения), проанализировать факторы риска причинения ущерба культурному наследию страны, а также выработать единый подход к применению спорных норм и подготовить базу для актуализации законов и подзаконных актов.

Результатом такого обобщения является доклад Минкульта по каждому виду контроля (лицензирование, сохранение памятников и археологического наследия и т.д.), который публикуется не реже 1 раза в год.

 

Меры стимулирования добросовестности

По замыслу законодателя это меры, не связанные с финансовым поощрением, которые, однако, должны побудить предпринимателей выполнять все требования в сфере их хозяйственной деятельности. Конкретные стимулы должны быть прописаны в ведомственных положениях, однако в сфере реставрации подобных стимулирующих мер пока не замечено.

 

Объявление предостережения

По сути предупреждение о том, что организация рискует причинить ущерб в ходе своей деятельности, т.к. нарушает обязательные требования, и предложение устранить нарушения.

Предостережение возможно лишь в том случае, если у Минкульта есть информация о нарушении требований, но нет подтвержденных данных о причинении вреда или ущерба объектам реставрации. Так бывает, например, при публикации в соцсетях фото и видеоданных о нарушении технологий работ, применении ненадлежащих материалов в ходе реставрации, при обращении в ведомство заинтересованных общественников, депутатов и т.д.

Статья по теме: Градозащитники просят возобновить плановые проверки на ОКН

Это уже официальный способ реагирования на деятельность конкретного субъекта, индивидуальный акт, который может быть опровергнут получателем. Стоит, однако, учитывать, что каждое объявление предостережения ставится на контроль, а к объекту будет повышенное внимание контрольно-надзорных органов. Если нарушения продолжатся или факт причинения вреда (ущерба) будет подтвержден, можно ожидать полноценную внеплановую проверку с выездом на объект и наказанием всех причастных.

 

Консультирование

Индивидуальные разъяснения по вопросам контроля (надзора) за реставрационной деятельностью конкретной организации. Консультации должностных лиц Минкульта можно получить по телефону, в онлайн-чате, в ходе личного приема в министерстве или в процессе профилактического визита, когда должностное лицо посещает лицензиата на объекте.

Консультирование проводится бесплатно, в том числе в случае, когда дается письменный ответ на обращение фирмы или ИП, подлежащего контролю. Однако перечень вопросов, по которым можно получить разъяснение представителя Минкультуры, ограничен.

Один из минусов консультирования – специалисты не дают оценку по итогам контрольно-надзорных мероприятий. То есть, уточнить, почему в ходе периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям не удалось подтвердить выполнение работ на ряде объектов, не получится. Так же, как и узнать, почему эксперт сделал такие выводы или правильно ли инспектор вёл обследование объекта.

Плюсом является то, что информация, полученная в ходе консультирования, не сможет быть использована в ходе других проверок «поднадзорного». Например, если лицензиат интересовался, как быстро провести аттестацию архитектора-реставратора, нельзя применять данный аргумент для обоснования отказа в ходе проверки на соответствие требованиям отдельно от других возможных доказательств несоответствия.

Если лицензиаты часто запрашивают однотипные консультации по одним и тем же вопросам, Минкульт вправе выпустить обобщенное разъяснение в рамках информирования (см. выше) и опубликовать его на своем сайте.

 

Профилактический визит

Лайт-версия выездной проверки фирмы с лицензией на реставрацию. Инспектор прибывает в офис компании или на один из объектов, проводит профилактическую беседу о недопустимости нарушения требований, может проконсультировать и дать рекомендации, рассказать о видах и частоте контроля той или иной деятельности и т.д.

Для организаций, отнесенных к категории значительного, высокого и чрезвычайно высокого риска, такие профилактические визиты являются обязательными. Однако от них можно отказаться. Проверить, к какой категории риска относится ИП или организация, можно ЗДЕСЬ.

В ходе визита специалисты Минкульта вправе собирать информацию, в том числе позволяющую классифицировать фирму по категории риска. Однако выдавать предписания нельзя, максимум – рекомендовать действия для приведения деятельности в соответствие лицензионным требованиям. При этом в случае, если в ходе визита будут выявлены факторы, угрожающие причинением вреда гражданам, объектам наследия или ущерба иным охраняемым законом интересам, визитёр обязан сообщить об этом в ведомство, которое инициирует полноценную проверку по факту нарушения требований.

 

Итак, профилактические мероприятия направлены на то, чтобы помочь компаниям, занятым в сфере сохранения объектов культурного наследия, это наследие сохранить, причем не в ущерб другим интересам государства и общества.

Мы поможем разобраться в нюансах лицензирования реставрационной деятельности и проектирования работ по сохранению ОКН и проведения проверок лицензиатов. Звоните!