Июл 17, 2022

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Санкции и реставрация: какие проблемы возникли в сфере сохранения культурного наследия

Почти полгода в отношении России действуют санкции. Уже можно подвести первые итоги того, как они влияют на сферу деятельности по сохранению объектов культурного наследия и насколько российская реставрация готова существовать в автономном режиме.

 

Спасение в том, что работаем по старинке

Большинство опасений было связано с уходом с российского рынка импортных материалов, химикатов и инструментов. В сфере реставрации, как, впрочем, и в других, складывается ощущение, что Россия ничего своего не производит и не имеет, а вся отрасль держится только на закупках за рубежом.

Ощущение это не совсем соответствует действительности. Да, в последние годы многие материалы завозились из-за границы, т.к. с их помощью можно было ускорить определенные процессы, сделать их проще. Однако специалисты по реставрации музейных экспонатов и картин отмечают один существенный недостаток: зарубежная «химия» часто не соответствовала характеристикам, заявленным в паспорте на продукт и по факту обладала свойствами, которые делали ее нежелательной для применения в реставрации.

Учитывая, что российские специалисты продолжают придерживаться принципов научной реставрации, им приходилось применять отечественные аналоги, пусть и не такие удобные, как импортные.

Влияние санкций на реставрационную отрасль

Дмитрий Сергеев, гендиректор ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря

Получается, что прекращение поставок западных материалов не остановит реставрацию в России. Может замедлить, сделать некоторые процессы менее удобными, но при этом на качестве работ это никак не отразится.

В этом смысле даже хорошо, что Россия до сих пор использует старые проверенные методы восстановления музейных экспонатов и памятников архитектуры, находясь в своеобразном «средневековье»: именно этим обеспечивается относительная независимость нашей реставрации от поставок из-за рубежа.

Есть и отрицательный момент: из-за того, что покупать за границей было дешевле, чем производить свое, многие отечественные производители закрывают производство или озвучивают условия закупки материалов, неприемлемые для реставрационных компаний и мастерских. К примеру, им могут продать товар, но только большой партией в несколько вагонов, тогда как реставраторам нужно лишь несколько банок. Или запустить линию производства при условии выкупа определенного объема продукции, который избыточен для отдельной мастерской. Получается, что возможности отечественного производства есть, но реально купить необходимые химикаты и материалы невозможно из-за несоответствия интересов покупателей и продавцов.

 

Что не получилось импортозаместить

Сейчас основной головной болью музеев и реставрационных мастерских является обеспечение надлежащего микроклимата в помещениях, где хранятся музейные экспонаты и картины, а также в зданиях, требующих создания особых условий температуры и влажности. Отечественных аналогов пока нет, и даже китайское оборудование пока не может удовлетворить потребности этого сегмента российского рынка.

Для сохранения культурного наследия используется климатическое оборудование в основном европейского и американского производства. Для его обслуживания и ремонта требуются импортные расходники и запчасти, которые из-за санкций получить проблематично. Обновление ПО и программирование режимов осуществлялось через интернет. Из-за санкций обслуживание оказалось невозможным, а от интернета оборудование пришлось отключить, чтобы западные «партнеры» не обнулили функционирование уже работающих систем.

Получается, что аппаратура оказалась тем самым слабым местом сохранения той части культурного наследия, которой требуется особый или индивидуальный микроклимат. Отечественными аналогами пока невозможно заменить расходники для импортного оборудования, а замена всей аппаратуры на доступные аналоги (российские или китайские) – слишком дорогостоящее мероприятие. Некоторые приборы и запчасти пока можно купить, т.к. сложности с логистикой постепенно решаются и не все производители отказались работать с Россией. Однако сложности с поставками и обслуживанием аппаратуры и ПО очевидны.

На реставрации памятников архитектуры санкционные ограничения отразились не столь явно, по крайней мере, здесь наши специалисты успешно используют отечественное сырье и отделочные материалы. Научный подход и русская реставрационная школа дают о себе знать. Многое из того, что закупали за рубежом, удается заместить отечественной продукцией, при этом не теряя в качестве и скорости реставрации.

Однако здесь могут возникнуть проблемы с уже утвержденными проектами реставрации, которые согласовывались с учетом использования импортного оборудования. Это актуально для тех памятников архитектуры, которые не только реставрируют, но и приспосабливают для современного использования с применением различного оборудования для отопления, освещения, газо- и водоснабжения.

Если возникнет проблема с поставками аппаратуры, заложенной в проект, придется эту аппаратуру заменить, а значит, менять проект и согласовывать его заново в этой части. И реставраторы надеются, что в России есть возможность наладить собственное производство аппаратуры и расходников. Тогда можно будет сказать, что реставрационная отрасль страны жизнеспособна и в условиях санкций.