Янв 08, 2025

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Кто отвечает за реновацию исторических зданий: лабиринт компетенций и ответственности

Реновация исторических зданий – задача, требующая комплексного подхода и взаимодействия сразу нескольких органов власти на разных уровнях. Сложность процесса обусловлена не только техническими аспектами сохранения архитектурного наследия, но и юридическими, экономическими и социальными причинами. Отсутствие чётко определённой системы распределения ответственности часто приводит к задержкам, бюрократическим проволочкам и, в конечном итоге, к утрате ценных исторических объектов.

 

Три уровня контроля

Реновация старого жилого фонда и исторических зданий в частности — модное, распространённое и выгодное явление. И если старые пятиэтажки можно просто снести и построить на их месте высотки, то с памятниками истории всё не так просто. Чаще всего сносить их нельзя, как нельзя и застроить близлежащую территорию высотками. Правила и ограничения устанавливаются и контролируются сразу на нескольких уровнях.

 

Федеральный уровень

На федеральном уровне ключевую роль играет Министерство культуры Российской Федерации. Министерство отвечает за разработку и реализацию государственной политики в сфере охраны культурного наследия, включая исторические здания. В частности, Минкульт отвечает за:

  • разработку нормативно-правовой базы. Министерство принимает участие в разработке подзаконных актов, госпрограмм и правил, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе в процессе реновации исторических зданий.
  • ведение государственного реестра. В ведении Минкультуры находится государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), который определяет статус здания и, соответственно, степень защиты и ограничения на его использование и «перестройку».
  • финансирование. Министерство участвует в финансировании проектов по реставрации и реновации исторических зданий, как правило, через целевые федеральные программы и гранты. Однако, объёмы финансирования часто недостаточны для покрытия всех потребностей.
  • экспертиза проектов. Минкульт осуществляет экспертизу проектов реновации, оценивая их соответствие требованиям законодательства и целям сохранения исторической ценности объекта.

 

Уровень субъектов РФ

На региональном уровне основную ответственность несут органы исполнительной власти субъектов РФ, как правило, это комитеты (департаменты) по культуре, архитектуре и градостроительству. Их функции включают:

  • региональный контроль за объектами культурного наследия. Региональные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны ОКН на территории субъекта.
  • выдача разрешений на проведение работ. Региональные органы выдают разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ в исторических зданиях, учитывая требования федерального законодательства и региональные особенности.
  • содействие в привлечении инвестиций. Региональные власти могут оказывать содействие в привлечении инвестиций для реализации проектов реновации исторических зданий, предлагая налоговые льготы или другие меры поддержки.
    разработка региональных программ. Регионы разрабатывают собственные программы по сохранению и развитию культурного наследия, включая финансирование реставрационных работ.

 

Муниципальный уровень

На местах ответственность за сохранение исторических зданий несут органы местного самоуправления, в частности, администрации муниципальных образований. Их роль заключается в:

  • местном контроле за состоянием объектов культурного наследия. Муниципальные органы следят за состоянием исторических зданий на своей территории, выявляя объекты, нуждающиеся в реновации.
  • взаимодействии с собственниками. Муниципалитеты взаимодействуют с владельцами исторических зданий, стимулируя их к проведению реставрационных работ и поддерживая консультациями, а иногда и финансово.
  • разработке местных программ. Муниципалитеты могут разрабатывать собственные программы поддержки реновации исторических зданий, например, предоставляя льготы по налогам или земельному налогу для девелоперов, собственников или реставрационных компаний, занятых работами по сохранению и приспособлению ОКН.
  • участии в разработке проектов планировки и застройки. Муниципальные органы участвуют в разработке проектов планировки и застройки, учитывая необходимость сохранения исторического облика населенного пункта.

 

Взаимодействие органов власти

Как видим, эффективная реновация исторических зданий возможна только при тесном взаимодействии органов власти на всех уровнях. Но пробелы в законодательстве, непонятная система финансирования, отсутствие координации между федеральными, региональными и муниципальными органами приводит к задержкам и конфликтам, а иногда и утрате ценных памятников истории и культуры. Необходима разработка четких механизмов взаимодействия, определяющих ответственность каждого уровня власти на каждом этапе процесса.

Ключевые проблемы в сфере реновации исторических зданий — недостаточное финансирование, сложная процедура получения разрешений и согласований для работы над приспособлением ОКН к современному использованию, нехватка квалифицированных специалистов-реставраторов и отсутствие единой методологии проведения реставрационных работ в процессе реновации исторических кварталов. Получается, что ответственных лиц и органов много, а кто конкретно отвечает за то, чтобы памятник архитектуры не пострадал при «перестройке» старых кварталов — непонятно.

Мы помогаем подготовиться к получению лицензий и допусков СРО строителей и проектировщиков для работы на памятниках истории и культуры, выполнения госконтрактов в сфере реставрации и приспособления ОКН к современному использованию. Есть вопросы? Звоните!