Есть проблемы: общественники о новых критериях отбора памятников
Определение критериев для включения памятника в первоочередной список на реставрацию, о котором мы писали в одной из предыдущих статей, имеет свои недочеты. Благое, вроде бы, начинание рискует стать инструментом манипуляций и выдвижения вперед интересов отдельных лобби в ущерб «менее значимых» объектов культурного наследия. Как это может выглядеть под видом отбора ОКН по новым критериям?
Неопределенность формулировок и проблемы, с ней связанные
С одной стороны, критерии разработаны во исполнение поручения Президента РФ и запускают системный подход к определению объектов наследия, включаемых в госпрограммы по реставрации. Первичный отбор нужен и важен, особенно в условиях нехватки финансирования реставрационных проектов на федеральном, региональном и местном уровнях.
С другой стороны, размытые формулировки некоторых критериев сводят на нет попытки систематизировать перечни памятников, претендующих на первоочередное внимание со стороны реставрационных компаний. Например, памятники, которые «играют существенную роль в силуэте населенного пункта» — кто и как будет определять, существенная роль у объекта или несущественная? Нет законодательного (да и какого-либо вообще) определения термину «градостроительный акцент», а значит, применять его можно по усмотрению лиц, определяющих списки.
Также вызывает вопросы приоритет, отдаваемый памятникам на «красной линии» улицы (чем они лучше тех, что находятся во дворах), объектам деревянного зодчества в ущерб каменным памятникам и т.д. Непонятно, почему нет приоритета для более древних объектов культурного наследия, ведь зачастую именно возраст памятника определяет его историческую ценность?
Кроме того, установление критериев для попадания памятников истории и культуры в первоочередные списки на реставрацию по сути вводят систему ранжирования, которой ОКН делятся на приоритетные и неприоритетные. Что будет со вторыми, которые не попали в списки на реставрацию? По сути, вводится система классификации памятников помимо разделения их на объекты федерального, регионального и местного значения.
В целом градозащитники удивлены, что законопроект принят без общественного обсуждения и оценки со стороны профессионального сообщества. Возможно, разработчики приняли бы во внимание уже существующие вопросы, которые и закрыл бы законопроект. Тем более, что Президент РФ призывал законодателей и в частности Минкульт при разработке перечня памятников, нуждающихся в срочной реставрации, делать это с участием представителей ВООПиК и научно-реставрационного сообщества. А сейчас получилось, что мнение общественников и специалистов игнорировали, а законопроект, решая одну проблему, порождает ряд других, не менее важных вопросов.
Мнение ВООПиК
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры в целом приветствует инициативу Минкульта. Проблема отбора памятников, которые имеют особое значение для облика города и которым нужна срочная реставрация, давно требовала такого решения. Однако представители ВООПиК тоже отмечают недочеты нововведений.
Во-первых, нелишним было бы включить в перечень критериев памятники, находящиеся на территории исторических поселений. Сейчас даже жителям и властям потенциальных исторических поселений непонятно, для чего им этот статус, что он принесет? Данный критерий прояснил бы этот вопрос и пользу от присвоения данного статуса поселению.
Во-вторых, стоит дополнить список ценностными критериями, применимыми к конкретным памятникам. В перечне есть указание на особо ценные объекты и памятники, отнесенные к наследию ЮНЕСКО, но этого мало: такое описание охватывает малую долю ОКН.
В-третьих, при определении значимости памятника и необходимости включения его в перечень объектов, нуждающихся в первоочередной реставрации по госпрограмме, нелишним было бы заручиться мнением общественности и экспертной оценкой. Принятие решений на государственном уровне должно идти с учетом общественной позиции. Поэтому в перечень критериев необходимо внести пункт, требующий учитывать мнение ВООПиК и других градозащитных организаций, занятых сохранением культурного наследия.
Мы помогаем оформить лицензию на деятельность по сохранению объектов культурного наследия и подготовиться к участию в госзакупках, связанных с проектированием, ремонтом и реставрацией памятников истории и архитектуры. Звоните!