Проблемы при периодическом подтверждении лицензии Минкультуры: в чем причина
Когда к нам обращаются за помощью в подтверждении лицензии Минкульта, мы практически сразу можем сказать, пройдет ли компания проверку министерства или придется что-то доработать. О том, как проходит подтверждение лицензии Минкультуры, мы подробно писали, но речь шла скорее о требованиях и порядке действий. За год мы наработали достаточный опыт и расскажем, по каким причинам чаще всего компании не могут пройти подтверждение и что с этим делать.
Причина №1: несоответствие специалистов
При подтверждении соответствия к специалистам предъявляются те же требования, что и при лицензировании: на момент проверки сотрудники должны быть оформлены в штат и иметь не менее 3-х лет стажа работы по специальности. Важный нюанс: стаж работы будет засчитан только в том случае, если работник получил его в организации или у ИП с лицензией Минкультуры, и с момента такой работы прошло не более 10 лет.
На практике мы выявляли такие проблемы:
- недостаточное количество сотрудников, несоответствие «комплекта» специалистов видам работ в лицензии;
- все сотрудники в наличии, однако некоторые из них не аттестованы, как того требуют правила сохранения лицензии;
- все сотрудники в наличии и аттестованы, однако период их работы после аттестации менее 3-х лет;
- в организации не назначены должностные лица, ответственные за выполнение видов работ, открытых в лицензии.
Что делать:
В ряде случаев достаточно воспользоваться временными поблажками, предоставленными компаниям с реставрационной лицензией Минкульта в 2022 году и действующими до сих пор.
Статья по теме: Требования к штату специалистов для лицензии Минкультуры в 2023-м
Но чаще приходится помогать привести штат специалистов в соответствие лицензионным требованиям. Мы ищем (и находим) сотрудников с нужным стажем и квалификацией, помогаем оформить все кадровые документы, назначить ответственного руководителя по видам работ. Затем формируем пакет документов на сотрудников для подачи в Минкульт.
Причина №2: не хватает разрешительных документов
Выполняя контракты на проектирование или реставрацию объектов культурного наследия, необходимо по каждому памятнику собирать полный комплект разрешительной документации, особенное внимание уделять согласованию работ в органах госохраны. Например, проекты должны быть одобрены, на реставрацию выдано разрешение КГИОП на выполнение работ по сохранению ОКН, задание на производство работ и др.
Статья по теме: Разрешение КГИОП на производство работ на ОКН
Для прохождения периодического подтверждения реставрационная компания обязана подготовить перечень всех объектов, где выполняла работы по ремонту, реконструкции, реставрации или приспособлению памятников истории и архитектуры к современному использованию. Данные предоставляют в виде таблицы, где указаны основные сведения об объекте, согласованиях и разрешениях, сумме контракта, итоговых актах приемки органом госохраны и заказчиком работ.
Если хотя бы один из обязательных документов отсутствует, реставрация считается выполненной с нарушениями. Аналогично, если документы на реставрируемый объект собраны не в полном объеме или не все компании-субподрядчики получили разрешение на выполнение работ и имеют лицензию Минкульта.
Что делать:
Готовиться к будущей проверке заранее. Собирать полный пакет документов для работы на каждом объекте, а если привлекаете субподрядчиков — озаботиться и их разрешениями, т.к. отсутствие документов у них — нарушение у вас как генподрядчика, который и отвечает за исполнение контракта. Вовремя затребовать и хранить всю документацию, в случае разногласий — сразу урегулировать спорные моменты, не дожидаясь судебных исков, штрафов и неустоек.
Если вдруг какое-либо разрешение или задание затерялось или отсутствует, нужно получить его и приложить к заявке. Проследите, чтобы вся документация была указана в таблице по выполненным работам с указанием верных номеров и дат.
Причина №3: нарушения при производстве работ
Если в ходе реставрационных и ремонтных работ на объекте выявлены нарушения, заказчик или орган госохраны отказываются подписывать акт приемки, выставили претензию и требуют устранить недочеты, это также расценивается как ведение работ с нарушением лицензионных требований. Здесь возможны следующие проблемы:
- заказчик отказывается подписывать акт приемки, требуя устранения недостатки;
- заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке с взысканием неустойки и штрафов;
- орган госохраны вынес предписание об устранении нарушений;
- заказчик или подрядчик обратились в суд для разрешения спора.
Что делать:
Для подтверждения соответствия нужно, чтобы все подобные разногласия были улажены, все неустойки и штрафы выплачены, либо претензии оспорены в судебном порядке в пользу реставрационной компании. Поэтому заранее старайтесь уладить все спорные ситуации, устранить недочеты и уплатить суммы неустойки, не допуская дело до суда.
Проблема с судебными обжалованиями в том, что подобные дела требуют проведения различных экспертиз, которые могут длиться несколько месяцев. В ожидании судебного решения компания может пропустить срок подтверждения лицензии или вовсе лишиться её, т.к. Минкульт при проверке сочтет проблемную реставрацию нарушением лицензионных требований.
Поэтому лучше разрешать все вопросы еще на этапе реставрации, при наличии замечаний в ходе технического или авторского надзора вовремя устранять все недочеты, грамотно согласовывать приёмку работ и т.д.
Статья по теме: Как проводится приемка реставрационных работ на ОКН
Некоторые компании пытались скрыть проблемные контракты, не указывая их в списке выполненных работ либо отмечая их как успешно выполненные. Однако Минкульт считает подобные манипуляции информацией как неполные или недостоверные сведения, приостанавливая лицензию. Поэтому мы рекомендуем указывать все выполненные проекты, прилагая сведения о принятых мерах по урегулированию ситуации (акт подписанных работ с пропуском срока, платежное поручение об оплате неустойки, и др.)
Нужна помощь с периодическим подтверждением лицензии Минкультуры? Не ждите, обращайтесь заранее, поможем подготовиться и успешно пройти проверку. Звоните!