Мар 23, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Лицензирование Минкультуры

Проблемы проведения историко культурной экспертизы земельного участка

На основании п. «д» ч. 11(1) Положения о государственной историко-культурной экспертизе (утверждено постановлением Правительства РФ № 569 от 15.07.2009 года) перед любыми земляными работами, будь то строительство, мелиорация, хозяйственная деятельность на участке, должна проводиться экспертиза земельного участка. Основная цель — проверить, нет ли на участке объектов, обладающих признаками культурного наследия. Если нет — всё ок, можно копать, рыть, закладывать фундамент, распахивать поля. Если такие объекты есть — участок подлежит более тщательному исследованию, вести на нём работы нельзя.

Тем же Положением о ГИКЭ № 569 в общих чертах прописана и процедура проведения историко-культурной экспертизы земельного участка, и состав экспертной комиссии, и критерии оценки результатов при принятии решения. Вроде бы, всё выглядит логично: предварительное исследование должно проводиться на каждом неосвоенном клочке земли, где есть вероятность обнаружить исторически значимые следы из прошлого.

 

Кому мешает экспертиза?

На то, как проводится историко-культурная экспертиза земельных участков, жалуются в первую очередь бизнесмены. Долго, дорого, экспертов не хватает — это серьёзно мешает бизнесу.

Эпопея с экспертизами началась в 2002 году, когда законодательно ввели такое понятие: первоначально изучались участки, в отношении которых у компетентных органов не было информации об отсутствии ОКН в указанных границах. То есть, наличие памятников предполагалось, если прямо документально не закреплено иное.

В 2015 году исследование земельных участков стало обязательным перед началом любых земельных работ — так власти планировали бороться с «черными копателями» и выявлять новые археологические памятники и артефакты.

Такой шаг имел определенный успех: в каждом регионе выявлялись объекты культурного наследия, особенно в регионах с богатой историей. Так, в Татарстане в ходе проверки 1 300 заявок на историко-культурную экспертизу за четыре года выявили 65 памятников. При этом бизнесменам досталась «обратная сторона медали»: предприниматели обязаны сами организовать экспертизу, оплатить её, предоставить комиссии необходимые документы, подождать несколько месяцев, пока эксперты сделают выводы и оформят акт.

Казалось бы, ради сохранения исторического наследия можно и потерпеть, и раскошелиться. Однако непонятно, почему поиск возможных объектов культурного наследия проводится за счет бизнесменов? Для ориентира: в среднем историко-культурная археологическая экспертиза занимает 6-7 месяцев и может стоить от 200 до 700 тысяч рублей. Проблема еще и в том, что выполнять экспертизу вправе только ИП и фирмы с лицензией Министерства культуры РФ соответствующего профиля. В большинстве регионов их мало, спрос на экспертов-археологов явно превышает предложение, поэтому предпринимателям приходится ждать своей очереди по несколько месяцев.

 

К Минкульту есть вопросы

Бизнесмены недоумевают: из чего складывается стоимость историко-культурной экспертизы земельного участка? Почему одна и та же работа над аналогичными земельными участками стоит по-разному? Схема ценообразования совершенно непонятна, как и сама процедура экспертизы. Получается, что предприниматели сами должны договариваться с археологами, сами собрать и предоставить документы на изучение, оплатить работу заранее по выставленному счету, и ожидать несколько месяцев, пока документы циркулируют в Минкульт и обратно.

Другая проблема — многократное исследование одних и тех же участков. Закон не содержит исключений даже для уже застроенных и освоенных участков: при начале любых работ экспертиза по-прежнему обязательна. Опрошенные представители крупных предприятий подтверждают, что им приходится проводить историко-культурную экспертизу даже при капремонте фундамента или опорных конструкций, несмотря на то, что земля уже несколько раз перерыта или закатана в асфальт. Всем ясно, что ничего нового на участке не найти, однако формальности необходимо соблюсти. Из-за бюрократических процедур снижается инвестиционная привлекательность таких объектов, да и обычное ведение деятельности требует повышенных расходов.

 

Есть решение

Проведение историко-культурной экспертизы земельных участков можно упростить, не жертвуя потенциальным культурным наследием:

  • В каждом регионе определить и закрепить перечень экспертов и экспертных организаций, к которым может обратиться предприниматель.
  • Разработать и утвердить прозрачный прейскурант на историко-культурную археологическую экспертизу.
  • Упростить процедуру согласования, заменив многочисленные подтверждения и пересылку документов следующей схемой: в регионе назначается ответственный контролирующий орган, а Министерство культуры получает уведомления о проведенных экспертизах и их результатах.
  • Вести учет уже исследованных земельных участков и выявленных объектах культурного наследия.
  • Упростить процедуру выдачи открытых листов, возможно, передав эти полномочия региональным органам, ведающим охраной культурного наследия.
  • Установить, что историко-культурная экспертиза должна быть обязательной только для незастроенных земельных участков.
  • Предыдущие исследования и общие данные об участках часто дают понять, возможно ли нахождение здесь археологических объектов или памятников. Для промышленных площадок, где явно не может быть историко-культурных ценностей, экспертизу можно заменить заключением.

 

Правительство готовит поправки

В 2018 году в закон «Об объектах культурного наследия» внесены изменения, согласно которым земельные участки необходимо оценивать по критериям вероятности нахождения на них объектов археологического наследия. В 2019 году подготовлен проект постановления Правительства, определяющий перечень таких критериев:

  • на участке ранее проводились археологические изыскания;
  • участок не подвергался воздействиям природного и техногенного характера.

После утверждения проект получит статус действующего постановления, что исключит необходимость повторных государственных историко-культурных экспертиз земельных участков. Информация о воздействиях техногенного характера на участках будет содержаться в базе данных Минстроя РФ, а сведения о границах таких участков — в Минкульте РФ. Для обмена информацией между министерствами потребуются дополнительные поправки в подзаконные акты. Минстрою придется разработать перечень документов, подтверждающих техногенное воздействие на земельный участок.

Предприниматели предлагают не ждать принятия постановления и ввести запрет на проведение историко-культурной экспертизы земельных участков предприятий, чтобы не тормозить деятельность. Защитники ОКН, напротив, считают идеи бизнесменов непродуманными. При поверхностном контроле и земельных работах без предварительной археологической проверки есть риск навсегда «похоронить» уникальное наследие под производственными площадками и социальными объектами. Специалистам в сфере охраны культурного наследия предстоит найти разумный баланс интересов и решить проблему.

Хотите получить лицензию Минкульта или купить готовое ООО с лицензией на реставрацию? Звоните, это наш профиль!