Согласования при аварийном демонтаже штукатурки и элементов фасада ОКН
Бывают памятники в таком плачевном состоянии, что элементы кровли и фасада буквально падают, в том числе и людям на головы. Ходить рядом с таким культурным наследием небезопасно. Владельцы огораживают «опасные места» сигнальными лентами или импровизированными заборами, но иногда приходится принимать радикальные меры. Что делать, если из-за аварийного состояния фасада пришлось снять на ОКН штукатурку и элементы фасада в срочном режиме без каких-либо разрешений?
Стандартное согласование аварийных работ
Аварийные работы — всегда срочные, как правило, их не планируют и заранее не разрабатывают проект на ремонт и реставрацию объекта. Однако минимальную документацию все равно необходимо составить, а затем согласовать работы в КГИОП по упрощенной процедуре.
- 1. Получить задания от КГИОП на проведение аварийных работ на памятнике.
- 2. Разработать рабочую документации для проведения противоаварийных работ, найти подрядчика с лицензией на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия.
- 3. Согласовать рабочую документацию и получить разрешение от КГИОП.
- 4. Выполнить работу и сдать по акту приемки.
Нарушение этого порядка при выполнении любых работ на объекте является административным правонарушением.
Статья по теме: Ответственность за повреждение и уничтожение объектов культурного наследия
Однако в этом правиле есть исключение: согласно ст. 2.7 КоАП РФ, причинение вреда охраняемым законом интересам в условиях крайней необходимости не является административным правонарушением.
Применительно к ситуации со снятием аварийной штукатурки это означает, что если удаление штукатурки и декоративных элементов было вынужденной и неотложной мерой для предотвращения угрозы жизни и здоровью людей, интересам общества или государства, и если другим способом невозможно было устранить эту угрозу, а причиненный вред меньше, чем предотвращенный вред, то оснований для наступления ответственности нет.
Чаще всего судебные органы рассматривают такие действия как обстоятельства, исключающие возбуждение дела об административном правонарушении. Это возможно, если потенциальный «виновник» сможет доказать, что его работа соответствовала всем признакам действий в условиях крайней необходимости.
Признаки действия в крайней необходимости
1. Опасность, которая прямо угрожает здоровью и жизни людей, вызванная состоянием фасада объекта культурного наследия, должна быть подтверждена документально (например, актом осмотра, фото и видеоматериалами, жалобами граждан, заключением эксперта и т.д.)
2. Действия подрядчика являются единственным способом устранить опасность, исходящую от аварийной штукатурки и фасадных элементов, угрожающих обрушиться на головы граждан или причинить иной ущерб.
3. Причиненный вред объекту культурного наследия соответствует характеру и степени угрозы, а также условиям, при которых устранялась опасность. В идеале — причиненный вред меньше, чем потенциальный вред от последствий падения декора и штукатурки с фасада ОКН.
Следовательно, если основной целью работ на памятнике является предотвращение угрозы жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, а соблюдение всех разрешительных и согласовательных процедур могло затянуть работы и создавало риск вреда здоровью, можно удалить штукатурку с фасадов памятника без получения разрешительной документации.
Вместе с тем, в случае снятия аварийной штукатурки и элементов отделки с фасада объекта культурного наследия в условиях крайней необходимости, нужно об этом незамедлительно сообщить в Комитет, чтобы ведомство смогло контролировать ситуацию. Кроме того, все снятые элементы лепного декора должны быть сохранены должным образом для последующего восстановления в процессе реставрационных работ на памятнике.
Нужна помощь в получении лицензии на реставрацию объектов культурного наследия или в оформлении допусков для выхода на госзакупки? Мы поможем с лицензированием или покупкой готовой фирмы с лицензией Минкульта. Звоните!