Ноя 10, 2019

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

В ЮНЕСКО раскритиковали отношение к историческому центру Петербурга

В Санкт-Петербурге ситуация с сохранением исторического центра города достигла критической отметки: современная застройка проводится с нарушением требований к охранным зонам памятников истории и культуры и настолько уродует комплексы памятников, что этим обеспокоены не только в Министерстве культуры РФ, но и в ЮНЕСКО. В Минкульте считают, что «присмотр» за памятниками федерального значения лучше поручить министерству, нежели местному КГИОП, который явно не справляется с задачей и действует больше в интересах местных застройщиков.

С чего все началось

Проблема сохранения памятников в СПб — это постоянная тема не только региональных, но и местных культурных новостей. Нехватка денег на реставрацию, некачественно проведенные работы, нарушение границ охранных зон и правил застройки территорий с особым статусом волнуют как российских борцов за сохранение культурного наследия Петербурга, так и специалистов ЮНЕСКО, отвечающих за мировое культурное наследие. Последние заставили обратить внимание общественности на состояние, угрожающее города-музея: в непосредственной близости от исторических зданий, старинных особняков и архитектурных комплексов возводят современные высотки, торговые центры, которые не только перекрывают вид, но и нарушают общее визуальное восприятие всемирно известных памятников Петербурга.

Согласно конвенции ЮНЕСКО 1972 года (наша страна ратифицировала ее в 1989 году) исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников стал крупнейшим градостроительным объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В него вошли Невский проспект, Литейная часть, Адмиралтейская часть, Васильевский остров, Петроградская сторона и Острова. Среди объектов есть и отдаленные места — форты Кронштадта, крепость Орешек, Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ораниенбаум, научный городок И. П. Павлова на Колтушских высотах, Зеленый пояс Славы с Дорогой жизни и многое другое.

Ратифицируя конвенцию, государство взяло на себя обязанность по сохранению ОКН для будущих поколений: сюда входит внедрение международных норм об охране объекта культурного наследия в национальное законодательство, учреждение специального органа, ведающего охраной объекта охраны ЮНЕСКО, а также выделение достаточного бюджета на реставрацию.

На первый взгляд, Россия выполнила свои обязательства: принято множество нормативно-правовых актов, касающиеся охраны исторического центра Санкт-Петербурга, создан КГИОП, регулярно выделяются немалые средства на реставрацию, за восстановление памятников берутся компании с лицензией Минкультуры и аттестованные специалисты… Чем же недовольны в ЮНЕСКО?

В Петербург приехал ревизор

В марте 2019 года по просьбе неравнодушных защитников исторического наследия специалисты консультативной миссии Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО посетили Санкт-Петербург. Во время визита им не удалось побеседовать ни с представителями федеральных властей, ответственных за сохранение исторически значимых объектов, ни с главным архитектором города, несмотря на то, что вопрос напрямую касался их деятельности.

Результаты обследования Петербурга эксперты представили в своем докладе еще в июле 2019 года, рекомендации направлены в Министерство культуры, Министерство иностранных дел РФ и правительство Санкт-Петербурга. Однако градозащитникам и широкой общественности доклад не обнародовали, да и вообще особой реакции со стороны властей на него не последовало, официального перевода документа на русский язык до сих пор нет.

Осенью содержание доклада экспертов ЮНЕСКО стало известно представителям петербургских отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), однако они предпочли не указывать источник своей осведомленности.

В чем проблема?

Их много. В своем докладе эксперты обращают внимание, что территории рядом с усадьбой Александрино, Пулковской обсерваторией, Чесменским дворцом, на набережной Невы, на Колтушинских возвышенностях и в непосредственной близости к другим уникальным памятникам недопустимо возводить постройки «посредственного архитектурного качества». Это касается уже построенных и планируемых к возведению зданий.

Так, к примеру, эксперты отметили, что:

  • застройка жилым комплексом территории рядом с Пулковской обсерваторией повлечет нарушение единого ландшафтного дизайна вокруг памятника архитектуры, затруднит его работу в качестве обсерватории и поставит под угрозу проведение астрономических наблюдений.
  • после проведения реновации ветхого жилья в 2017 году практически полностью перекрыт вид на усадьбу «Александрино».
  • историческую композицию дворца со стороны Петергофской дороги искажают современные постройки: дешевые материалы, однотипные фасады зданий, низкое качество архитектуры нарушают общую панораму исторических комплексов.
  • многоквартирный дом у Чесменского дворца (угол ул. Гастелло и Московского проспекта), разрешенный к строительству в 2016 году, практически закрывает вид на дворец. Примечательно, что исследование воздействия новостройки на ОКН заказано и проведено за счет застройщика.

Практически каждый пункт документа указывает на недопустимость возведения высоток, блокирующих вид на объекты всемирного наследия, а также уродующих панораму низкокачественным исполнением. Главный посыл подобных рекомендаций — сохранить тип исторической планировки и уникальной архитектуры. Эта мысль красной нитью проходит через весь доклад специалистов ЮНЕСКО.

С ними согласны и местные чиновники. Они отмечают, что причиной подобного диссонанса становится несоблюдение охранных запретов на строительство в буферных зонах, которые могут достигать в диаметре 11 километров. Но, разумеется, мало кто будет заморачиваться над созданием проекта торгового центра или новостройки в стиле архитектуры прошлых веков. Это дорого и не принесет выгоды застройщику. К тому же в законодательстве отсутствует какое-либо особое регулирование буферных зон вокруг объектов всемирного наследия и планирование застройки в них, да и вообще исторический центр Петербурга в документах не закреплен как объект с особым статусом. Это даёт размах для манипуляций как застройщикам, так и «государтсвенным хранителям» ОКН.

Кто виноват?

Представители местного законодательного собрания считают, что выполнить рекомендации ЮНЕСКО можно только при жестком контроле со стороны федеральных органов власти. На уровне города возможности Заксобрания ограничены: вся инициатива закончится направлением в Совет Федерации, откуда придет отрицательное заключение, и местные законодатели попросту «зарубят» предложения. Если же Правительство РФ прямо направит на исполнение список поручений, шансов на выполнение гораздо больше.

Другая проблема — необязательность исполнителей. В 2016 году Президент РФ уже давал поручение выполнить предписания ЮНЕСКО, однако оно осталось без исполнения. Получается, что КГИОП не способен организовать качественную охрану ОКН — как выдавались разрешения на строительство в историческом центре без учета охранных запретов в буферных зонах, так и выдаются. Как проводилась реставрация без соответствующей экспертизы и должного авторского надзора, так и проводится. В связи со слабой работой по охране памятников в Госдуму внесен законопроект о передаче 3761 федерального объекта культурного наследия под крыло Минкультуры РФ.

Третья проблема — проникновение «коммерчески заинтересованных лиц» как в органы власти, так и в градозащитные организации, и своеобразный «захват власти». Так, в 2018 году в ИКОМОС вступили представители коммерческих архитектурных организаций, а также члены комитетов, которые в общей сложности заняли более половины мест и при очередном собрании в мае 2019 года добились исключения из совета организации всех лиц, которых писали обращение в ЮНЕСКО». Учитывая взаимозависимость и административные связи членов организации нетрудно предсказать общую направленность решений, которые будут приниматься по поводу застройки в историческом центре Петербурга.

Что делать?

Есть надежда, что ситуацию могут выправить жёсткий контроль со стороны федеральных органов власти и изменение законодательства. Соответствующие изменения внесут на рассмотрение в Госдуму до конца этого года. Основные задачи:

  • имплементировать нормы международного права в российскую систему права, официально закрепив такие понятия, как территория и буферная зона объекта всемирного культурного наследия, оценка воздействия планируемых работ на выдающуюся универсальную ценность памятника.
  • продумать и установить процедуру согласования проектов строительства в историческом центре Санкт-Петербурга с ЮНЕСКО.
    внести в уголовное и административное законодательства нормы об ответственности за нарушение норм об охране объектов культурного наследия всемирного значения
  • .

Только системный подход и передача контроля на федеральный уровень смогут помочь сохранить всемирное наследие Петербурга и заставят чиновников именно охранять памятники, а не получать выгоду от разрешения строительства очередного многоквартирника или торгового центра.