Как меняется система охраны культурного наследия: грядут изменения
В ближайшее время профессиональное сообщество, связанное с реставрацией, охраной и проектированием объектов культурного наследия, столкнётся с целым рядом значительных изменений в законодательстве. Реформа направлена на повышение прозрачности процедур, сокращение бюрократических барьеров и модернизацию учета исторических памятников. Вероятно, это реализация тех самых обещаний по реформированию отрасли сохранения ОКН, которую обещали Президенту в ответ на его обращения.
Проще, точнее, быстрее
Глава государства неоднократно обращался к участникам реставрационной сферы, а также к представителям Минкульта с различными просьбами: снизить административную нагрузку и бюрократические препятствия для владельцев памятников и подрядчиков работ по сохранению ОКН, оптимизировать и «осовременить» законодательство, привести сферу в соответствие актуальным тенденциям в области реставрации и сохранения наследия.
Изменения были, но точечные и региональные: где-то упростили процедуру лицензирования, в отдельных регионах с умом подошли к передаче памятников в аренду и нашли средства на реставрацию. Однако в целом особых успехов не наблюдалось. И вот — анонсированы масштабные изменения в законодательство. Рассмотрим, что именно меняется и почему это важно.
Охрана памятников — без лишней бюрократии
Один из шагов в сторону упрощения — отмена обязательных паспортов объектов. Вместо этого ключевым документом станет выписка из государственного реестра. Выписка будет подтверждать охранный статус и использоваться при оформлении сделок и лицензий.
На практике это означает, что специалистам будет легче собрать пакет документов на объект, подтвердить или проверить предмет охраны, заключить контракт и т.д. Снижается объем документации, упрощаются процедуры согласования и оформления. Это особенно важно при ограниченных сроках работ или при взаимодействии с несколькими ведомствами.
Статья по теме: Разработка предмета охраны памятника
Новый подход к экспертизам
Государственная историко-культурная экспертиза больше не будет определять категорию историко-культурной значимости объекта. Исключение этой функции позволит устранить дублирование и ускорит процесс получения разрешений.
Как это повлияет на реставрационные проекты? Сокращение процедур даст возможность быстрее выходить на этап выполнения работ, особенно при наличии финансирования с привязкой к календарному плану.
Цифровизация и детализированный реестр
Государственный реестр объектов культурного наследия станет более насыщенным по содержанию. Предполагается не только расширение списка характеристик объектов, но и утверждение стандарта его ведения.
Чёткий и наполненный данными реестр упростит работу проектировщиков и экспертов. С его помощью можно будет быстрее проверять статус объекта, уточнять параметры охраны и формировать обоснования для реставрационных решений.
Изменения в праве на перемещение объектов
Теперь будет чётко определён порядок перемещения объектов культурного наследия — его полномочия и правила закрепляются за федеральным органом. Это касается не только постоянного, но и временного перемещения, например, при реставрации или строительстве в другом регионе с последующим возвращением на место.
Зачем это нужно? Устранение правовой неопределённости в вопросе перемещения объектов — это защита от претензий и сбоев в процессе реализации проектов. Особенно актуально для реставраций в густонаселённых или исторически сложных зонах.
Статья по теме: РПЦ забирает деревянные церкви: грядёт «переезд» и реставрация?
Возраст как фактор охраны: новая граница — 40 лет
Одним из важных нововведений станет формальное установление временного порога — не менее 40 лет с момента создания объекта или события, с которым он связан. Только после этого объект сможет быть признан культурным наследием.
Чем это обернётся? Современные здания, даже при наличии уникальных архитектурных решений, не смогут быть признаны охраняемыми в ближайшее время. Это повлияет на стратегическое планирование проектов, особенно в сфере адаптации современных построек под культурно значимые функции.
Наведение порядка в терминах и полномочиях
Законопроект также предусматривает унификацию понятий, используемых в сфере охраны наследия, и перераспределение полномочий между уровнями власти. Чётко определяются границы ответственности региональных и федеральных органов.
Лиц, отвечающих за сохранность ОКН и занятых реставрационными работами, это затронет напрямую. Процессы согласования станут более предсказуемыми. У участников рынка будет больше ясности в вопросах того, с каким органом вести диалог на каждом этапе проекта.
Что это значит для специалистов отрасли
Все изменения направлены на одно — сделать взаимодействие с государством более прозрачным, документы — понятными, а правила — едиными. Реставрационное и проектное сообщество получает более современный и чётко структурированный инструментарий для работы с историческим наследием.
Успех проектов теперь будет во многом зависеть от умения быстро ориентироваться в обновлённой правовой среде. Гибкость, актуальные знания и точность в работе с документацией становятся важнее, чем когда-либо.
Мы помогаем быстро подготовиться и получить лицензии Минкультуры, МЧС и допуски СРО на проектирование, изыскания и строительство, в том числе для ведения работ на объектах культурного наследия. Если нужно быстро подготовить пакет документов для участия в тендерах или подтверждения лицензии Минкульта — обращайтесь!