Не для туристов, а для памяти: правила реставрации памятников деревянного зодчества
Бревенчатые храмы с потемневшей от дождей обшивкой, поросшие мхом крыши, остатки строительных лесов — всё это не следы забвения, а настоящие знаки времени. Памятники деревянной архитектуры нельзя воспринимать как декорации. Их ценность не в «товарном» виде, а в подлинности брёвен, резных облицовок, оконных наполнений, оригинальных кровель. И сохранить нужно именно это.
Не восстанавливать, а лечить
В XX веке многие памятники утратили свой облик не столько от старости, сколько от небрежного вмешательства и неумелых попыток починить и «отреставрировать». Церкви перевозили из родных деревень в музеи под открытым небом, разбирая и повреждая детали, а утраченное — заменяя на новые брёвна и отделочные элементы. Вместо настоящего памятника, живого храма получалась похожая на него декорация, собранная из новых и старых элементов. Вместо бережной консервации мы получили показную реконструкцию для туристов.
Сегодня мы стоим перед выбором: подлинность, пусть и внешне неприглядная, или имитация тех самых деревянных свидетельств уникального северного зодчества — но безопасная, крепкая, с современной изоляцией, сигнализацией и энергосберегающими технологиями. Местные жители, краеведы, реставраторы все чаще говорят о необходимости сохранять памятники на местах, не трогая их с места в виде «конструктора из брёвен, которые потом соберут на новом месте». Даже если храм частично утрачен, если осталась лишь коробка сруба — именно она и есть история. Сруб можно укрепить, древесину пропитать полимерным составом, заполнить щели, защитить купола, оставить старинную обшивку. Именно поэтому ученые и практики, занятые в сфере сохранения культурного наследия, предлагают обойтись консервацией того, что осталось, даже в ущерб внешнему виду.
Статья по теме: Вместо реставрации — консервация: новые тенденции в сфере сохранения наследия
Консервация должна быть минимально инвазивной. Надо сохранять не только древние элементы, но и поздние пристройки XIX–XX века. То, что вчера считалось искажением, сегодня становится частью сложной биографии памятника. Удаляя «чуждые наслоения», мы рискуем потерять важнейшие страницы истории.
В некоторых случаях даже старые строительные леса уже оказываются частью наследия: они простояли десятилетиями, стали узнаваемыми и многие уже не представляют памятник без этих «деревянных подпорок». Убрать их — значит стереть визуальную память о реставрациях прошлого. То же касается железной кровли, досчатой обшивки, росписей на потолке — это тоже становится частью истории и намертво срастается с памятником.
Уходим от новоделов к исторической подлинности
Имитация — самый опасный путь в попытке восстановить памятники деревянного зодчества. Новодел, пусть и мастерски выполненный, всегда остаётся подделкой, уводит от сути, предлагает туристу красивую картинку «как в буклете», но не передаёт настоящего времени. Когда рядом с памятником строится стилизованная копия, человек теряется: что старое свидетельство истории и мастерства русских строителей, а что подделка «бревенчатого здания»? Что действительно ценно, а что — архитектурный грим, созданный на потеху туристам?
И всё же остаётся надежда сохранить памятники «как есть». Местные жители даже в самых удалённых и заброшенных сёлах продолжают охранять памятники. Тушат пожары своими силами, чинят крыши, закрывают входы, следят за тем, чтобы не разворовали остатки киотов и росписей на дощатых стенах… Они помнят, что церковь — не просто здание, а часть личной и общинной истории этого края, хотя и позабытая властями и инвесторами. Это нельзя воспроизвести в музее, приспособить для коммерции или организовать вокруг деревянной церквушки инфраструктуру для потока туристов. Это можно только сохранить, защищая от излишнего вмешательства современных технологий или наоборот — от погодной стихии и времени.
Статья по теме: Программа сохранения памятников деревянного зодчества
Сегодня историки и специалисты-реставраторы постепенно берут курс не на воссоздание внешнего блеска, а на сохранение подлинности и целостности памятника. К работам по сохранению культурного наследия привлекают компании, получившие лицензии Минкультуры на работу с деревянными конструкциями, оформившие специальные допуски СРО и доказавшие, что они знают и умеют работать на таких объектах. Профессия реставратора становится востребованной, расширяется обучение инженеров и архитекторов в сфере сохранения ОКН, а значит, есть надежда, что деревянное наследие русской северной архитектуры удастся сохранить.
Мы помогаем получить лицензии и допуски, а также пройти обучение (переподготовка и повышение квалификации) реставраторов и строителей. Нужна помощь? Наш специалист на связи.


