Авг 28, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Охрана исторических зон и видов Санкт-Петербурга

КГИОП начал рассматривать проект приказа Минкульта «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения «Город Санкт-Петербург»». Министерство подготовило его на основе исследовательских материалов, предложенных КГИОП в 2016 году. По сути, Комитет самостоятельно составил данный приказ, который сейчас проходит легализацию через обязательные нормотворческие процедуры. Этот приказ — завершающая часть работы органов госохраны Санкт-Петербурга по установлению современного регулирования охраны исторической среды города.

 

Как охраняется исторический Петербург

В северной столице уже существует законодательно урегулированная система охраны исторической среды — закон Санкт-Петербурга 19.01.2009 № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга…» Город имеет статус исторического поселения федерального значения на основании совместного приказа Минкультуры и Минрегионразвития 29.07.2010 № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений». Разумеется, что все работы по проектированию и реставрации памятников архитектуры и садово-паркового искусства выполняют компании с лицензией Минкультуры согласно требованиям федерального законодательства.

Однако этих актов недостаточно для охраны исторического облика Санкт-Петербурга, т.к. согласно Федеральному закону «Об охране объектов культурного наследия…» предмет охраны и границы территорий исторического поселения должны определяться ведомственными приказами Минкультуры. Помимо границ и предметов охраны приказ должен установить особенности градостроительных регламентов в границах и вблизи исторически значимых территорий.

КГИОП в ходе исследований сформировал проект границ исторического поселения, а также предложил предмет охраны. В проекте приказа упорядочены все уже существующие механизмы охраны, которые уже опробованы в зонах исторического поселения. Чтобы они официально работали, осталось закрепить их в приказе Минкульта.

 

Особенности проекта

По словам руководителя КГИОП С. Макарова, уже существующие регламенты, которые ранее принимались для поселений с однородной культурно-исторической средой, для Санкт-Петербурга не подходят. Здесь есть кварталы, архитектурный облик которых сформировался в разные эпохи, их стилистика и особенности градостроительства существенно отличаются, а значит, «универсальный» регламент не подойдет. Кроме того, стандартный приказ об охранных исторических зонах нивелирует положения закона СПб № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга…»<.noindex>, а это существенно повлияет на режим охраны разнородных исторических зон города. Именно поэтому приказ пришлось наполнить дополнительной терминологией и процедурами, и по сути, механизмы охраны будут сложнее, чем ранее принятые регламенты о других исторических поселениях.

В ходе рассмотрения проекта приказа в Министерстве культуры на научном совете были заслушаны специалисты КГИОП, которым пришлось обосновать и установление границ поселения, и отдельные требования к регламентам строительства. Они пояснили, что приказ должен учитывать сложившуюся охранную практику с 30-х годов XX века — такой механизм обеспечивает надлежащую охрану исторических зон и уже заслужил положительные оценки как отечественных специалистов, так и экспертов мирового уровня. На основе данной практики принят закон № 820-7 о границах зон охраны Санкт-Петербурга. На неё же опирались и специалисты Комитета при подготовке материалов для обоснования границ, предмета охраны и требований к регламентам градостроительства в исторической части города.

Охрана памятников Санкт-Петербурга

Еще один нюанс, на которые обращают внимание градозащитники: сложившиеся правила охраны исторических зон Санкт-Петербурга стали результатом совместных согласованных действий городских органов власти, общественников и специалистов по охране объектов культурного наследия. Эта согласованность должна быть отражена и в новом приказе, считают авторы проекта.

С принятием всех необходимых законов и приказов Минкульта Санкт-Петербург получает не только статус исторического поселения, но и законченный механизм охраны территорий и панорам. Ценность рассматриваемого приказа в том, что появится возможность установить требования к градостроительству, в том числе и за пределами охраняемых зон.

Действующий закон «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга…» устанавливает норму охраны панорамы на 6 километров, однако требование действует только в границах охраняемых территорий. Приказ Минкультуры позволит распространить данное требование к градостроительной деятельности в том числе на 10 километров за пределами территории поселения — так появится возможность сохранить исторические виды Санкт-Петербурга на достаточно большой протяженности. При планировании застройки высоту объекта необходимо будет рассчитывать исходя из необходимости сохранения ценных исторических панорам на 10 км от границ охраняемой зоны.

В целом Минкульт положительно воспринимает проект, и специалисты ожидают, что он будет принят без особых правок. Таким образом, северная столица получит рабочий механизм защиты своего исторического облика с учетом всех особенностей разнородных территорий.