Проверки в условиях моратория: как контролируют реставрацию ОКН
Правительство продлило мораторий на проведение плановых проверок до 2030 года — запрет установлен постановлением РФ №372 от 10.03.2023 года. Получается, бизнес остался без должного контроля со стороны государства? Не совсем. Проверки будут, например, на объектах высокого и чрезвычайно высокого риска. Для остальных объектов, к которым относятся и памятники архитектуры и истории, надзор ведется в особом формате. В сфере сохранения культурного наследия возможны несколько видов прямого и опосредованного контроля за ведением работ.
1. Контроль со стороны Минкульта за соответствием лицензионным требованиям. Чтобы сохранить лицензию, ИП и фирмы с реставрационной лицензией Минкультуры должны подать заявку на проверку, приложив документы на сотрудников (все они должны быть аттестованы) по каждому виду работ и таблицу с информацией о выполненных заказах на реставрацию. Минкульт проверяет, насколько качественно компания подходит к исполнению контрактов на проектирование и реставрацию, есть ли претензии от заказчиков, применялись ли санкции за нарушение контракта и насколько полно они были исполнены и т.д.
Если компания часто нарушала условия контрактов (срывала сроки, отклонялась от условий проекта реставрации и т.д.), или во время контроля не соответствует лицензионным требованиям, лицензия может быть приостановлена, а компания потеряет возможность работать в сфере сохранения ОКН, пока не устранит недостатки.
2. Профилактические визиты. Это своеобразная замена плановым проверкам. Основные отличия в том, что от визита можно отказаться без каких-либо последствий со стороны надзорных органов, а также в том, что такой визит призван не проверить и наказать, а убедиться в соблюдении всех требований и дать советы и рекомендации, чтобы исправить недочеты и дальше соблюдать правила работы с ОКН.
Здесь не предусмотрена выдача предписаний или штрафы за их неисполнение. Однако если выяснится, что деятельность фирмы на момент визита создает угрозу жизни и здоровью людей или грозит утратой зданием своих свойств как объекта культурного наследия, безобидный профилактический визит может стать «отправной точкой» для более серьезной внеплановой проверки (они, в отличие от плановых, не запрещены).
3. Прокурорский надзор. Прокуратура обязана реагировать на любые сообщения о возможных преступлениях и нарушениях, в том числе и на те, что содержатся в публикациях в СМИ и соцсетях. Для этого прокурору достаточно информации, прокурорские проверки ни с кем не согласовываются и проводятся без предупреждения. Результатом может стать не просто штраф, но и возбуждение уголовного дела за уничтожение или повреждение объекта культурного наследия.
Статья по теме: Ответственность за уничтожение и повреждение памятников
4. Технический надзор на ОКН. Это контроль за реставрацией или реконструкцией со стороны самого заказчика или отдельных компаний, которые осуществляют технадзор за ходом работ на договорной основе. Такой контроль заключается в периодической проверке соответствия работ проектной документации, составлении актов и возможности приостановить работы в случае выявленных нарушений. Можно сказать, технический надзор является внутренним контролем без привлечения государства, однако выявленные в ходе него нарушения вполне могут стать поводом для внеплановой проверки, повышенного внимания прокуратуры к подрядчику и его работе, или основанием для возбуждения уголовного дела.
Таким образом, несмотря на мораторий на плановые проверки в отношении реставрационных компаний, реставрация не останется без надзора со стороны государства. Определенный контроль всё равно ведётся. Рекомендуется своевременно подтверждать лицензию Минкульта, выполнять работы точно в соответствии с проектом и условиями контракта, оперативно и грамотно разрешать спорные моменты, не дожидаясь внимания прокурора.
Нужна помощь в получении лицензии на реставрацию памятников или в прохождении периодического подтверждения лицензии? Мы поможем быстро собрать и подать документы с положительным результатом. Звоните!