Июл 15, 2019

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Лицензирование Минкультуры

Реставраторов не хватает: как реформа Минкульта отразилась на регионах

Прежде чем получить лицензию Минкультуры, предприниматели определяют, какие пункты Перечня работ будут указаны в бланке. Зачастую они исходят только из того, какие услуги могут оказать сейчас и какие тендеры преобладают среди госзаказов на реставрацию. Это логично: ни к чему тратить время и деньги на подготовку к лицензированию по тем пунктам работ, которые пока не нужны (и могут не пригодиться вообще).

Однако всё чаще возникают ситуации, когда для реставрации объекта требуется «многопрофильный» подрядчик, который сможет и выполнить внутреннюю отделку, и отреставрировать скульптуры или роспись на стенах. За такие контракты заказчик готов хорошо заплатить, но зачастую заявок на подобные аукционы не поступает — фирмы с лицензией Минкультуры попросту не имеют разрешения на все перечисленные работы.

Особенно остро эта проблема прослеживается в регионах. Конечно, в Москве и СПб больше фирм с лицензией на реставрацию, в том числе специализированную, и они бьются за дорогие тендеры в центральных регионах. На периферии меньше тендеров и они дешевле — следовательно, сложнее заинтересовать подрядчиков, если местных компаний нет или они не проявили желания участвовать в аукционе.

Реставрировать некому: история театра

Именно такая ситуация сложилась с реставрацией здания, принадлежащего челябинскому театру оперы и балета им. М.И. Глинки. Еще в 2017 году региональные власти объявили о планах по реставрации памятника культурного наследия. Объявлен конкурс, цена контракта — 64,3 миллиона рублей. Учитывая, что с момента открытия (1956 год) театр не ремонтировали ни разу, комплекс работ предполагался обширный: капитальный ремонт кровли и фасадов, восстановление фасадов, лепнины и скульптур на крыше, ремонт инженерных систем и обновление инженерного оборудования.

На конкурс не поступило ни одной заявки. Оказалось, что в регионе нет такой фирмы с лицензией Минкульта, которая бы имела право выполнять весь комплекс работ. Ремонт кровли и фасада — да, инженерные системы и коммуникации — да, реставрация скульптур — нет.

Идея привлечь к реставрации аттестованных специалистов по восстановлению скульптур также не может быть реализована — для этого необходимо, чтобы реставратор работал через организацию с лицензией на нужный вид работ. Хотя мастера-реставраторы есть, и их можно было бы привлечь к работе путем найма в штат на время выполнения контракта, но… Вопрос о наличии нужного пункта в лицензии остается проблемой.

Специалисты считают, что отчасти причина того, что в области отсутствует подходящий подрядчик, кроется в недавней реформе в сфере реставрации, когда Министерство культуры РФ затеяло процедуру переоформления лицензий на реставрацию по новым требованиям, связанным с аттестацией специалистов. Мы уже писали о том, что к бюрократическим процедурам оказались не готовы ни действующие лицензиаты, ни сам Минкульт. Срок переоформления пришлось продлить еще на год, иначе под угрозой оказались текущие проекты по реставрации, а новые соискатели получают свои лицензии гораздо дольше, чем заявленные 45 дней. Получилась ситуация, когда большинство лицензий на реставрацию оказались недействующими, а проекты, требующие усилий узких специалистов, остались без исполнителей.

Решение: поделить заказы

По челябинскому театру вместо одного объемного заказа будет опубликовано несколько «помельче». Логика проста: если разделить виды работ, возрастает вероятность, что подрядчик с нужной лицензией найдется. Ведь проще найти исполнителя на капремонт крыши и фасадов и начать работу, а для реставрации скульптур привлечь узкого специалиста по отдельному тендеру (им может быть даже ИП или фирма нужного профиля).

Пока компаний с лицензией, где будут фигурировать большинство пунктов, нет, придется таким же образом дробить заказы по комплексному восстановлению объектов культурного наследия. Иначе есть риск просто не найти подрядчика. В отличие от лицензиатов памятники могут не дождаться, когда будет получена или переоформлена нужная лицензия на реставрацию.

Хотите быстрее оформить лицензию Минкультуры? Расскажем как. Звоните, консультация бесплатна!