Требования для участия в тендерах на реставрацию объектов культурного наследия
Контракт на реставрацию объекта культурного наследия можно получить только при участии в госзакупках. Наши клиенты часто просят разъяснить им, что нужно для участия в подобных конкурсах, какие требования для участия в тендерах на реставрацию и как подготовить компанию к участию в конкурсных процедурах.
Основные требования тендеров на реставрацию
Перечислим условия для участников госзакупок, которые встречаются чаще всего. Сразу предупредим, это не весь перечень возможных требований к исполнителям, в зависимости от особенностей предмета закупки может быть ряд других требований к участнику, способу выполнения контракта, обеспечению и т.д.
Наличие лицензии Минкультуры
В условиях любой госзакупки, связанной с проектными или восстановительными работами на объектах культурного наследия указано, что у исполнителя должна быть действующая лицензия Министерства культуры РФ на реставрацию (зачастую указаны конкретные виды работ или пункты Перечня видов работ, которые должны быть поименованы в лицензии).
Успешно выполненные контракты в сфере реставрации
Это требование установлено постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99. В соответствии с ним предъявляются особые требования к участникам госзакупок на проведение работ, требующих особой квалификации ввиду специфики объекта поставки. Особые товары и услуги перечислены в Приложении № 1 данного постановления, в первых двух пунктах указаны реставрационных работы — связанные и не связанные с внесением изменений в конструкции зданий, а также иных характеристик надёжности и безопасности объекта.
Соответственно, большинство тендеров на реставрацию объектов культурного наследия содержат условие о наличии хотя бы одного выполненного контракта на проведение аналогичных работ, выполненного не позднее 3-х лет до подачи заявки на участие в госзакупке. Контракт должен быть окончен, здание введено в эксплуатацию, акт о приемке работ подписан, расчеты произведены (все эти факты подтверждаются документально).
Именно поэтому иногда выгоднее купить готовую фирму с лицензией Минкультуры с историей выполненных контрактов — можно сразу подавать заявку на участие в тендере на реставрацию.
Реальная возможность выполнить контракт
Это неочевидное правило для тендеров на реставрацию объектов культурного наследия. Многие думают, что достаточно получить лицензию Минкультуры, и это само собой подтвердит наличие всех необходимых ресурсов для выполнения реставрационных работ. Однако это не так.
В ходе конкурсных процедур каждый участник должен подтвердить:
- в штате достаточно аттестованных специалистов нужной квалификации, которые способны выполнить работу;
- компания имеет достаточный финансовый ресурс для выполнения работ;
- фирма имеет на балансе необходимое оборудование, здания и сооружения
- , транспорт, посредством которых будет выполнена работа;
- у фирмы положительная деловая репутация на рынке реставрационных работ.
Указанные параметры наряду комиссия оценивает наряду с предлагаемой ценой контракта. Обратите внимание на скрин ниже, где указано, как факторы цены и квалификации фирмы влияют на принятие положительного решения конкурсной комиссии:
Участие в саморегулируемых организациях
Иногда предусмотрено в качестве обязательного требования как дополнительная гарантия качественного выполнения работ. Например, участие в СРО с компенсационным фондом и предоставление выписки с указанием пределов ответственности участника в данном фонде (его размер не должен быть меньше размера обязательств по госконтракту). С одной стороны, участие в СРО указывает на профессионализм и ответственный подход к работе, с другой — в случае срыва сроков или ненадлежащего качества реставрационных работ право заказчика на компенсацию обеспечивает СРО.
Чаще всего требование тендера об участии заявителя в саморегулируемой организации содержится в госзакупках, связанных с проектированием и строительством.
Отсутствие участника в реестре ненадёжных поставщиков (РНП)
Этот реестр по сути представляет собой список организаций и предпринимателей, которые хоть раз сорвали госзакупки:
- уклонились от заключения государственного контракта в установленный законом срок;
- госконтракт с ними был расторгнут судом;
- контракт с ними был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке ввиду существенного нарушения условий контракта исполнителем.
Даже «одноразовое» нарушение со стороны исполнителя обязывает заказчика внести сведения об этом поставщике в РНП. Это своего рода предупреждение: данная организация или ИП способны зря потратить время заказчика работ и сорвать госзакупку. Именно поэтому требование об отсутствии записи об участнике в реестре недобросовестных поставщиков всё чаще включается в список обязательных условий участия в тендере на реставрацию.
Непривлечение участника к адм. ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ
Речь идет о запрете заключать государственные контракты с предпринимателями и фирмами, которые хотя бы раз были привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 — незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
В силу ст. 31 Федерального закона о госзакупках 44-ФЗ требование о непривлечении участника закупки к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в течение 2-х лет, предшествующих подаче заявки, является обязательным. Как и в предыдущем случае, реестр привлеченных по этой статье лиц ведется в специальном реестре на сайте Генеральной прокуратуры. Доступ к информации бесплатен и открыт для всех.
С 2020 года информация из этого реестра будет автоматически «подтягиваться» с сайта прокуратуры на сайт электронной торговой площадки через электронную систему межведомственного взаимодействия. Пока же заказчики и электронные площадки вручную проверяют поставщика на наличие записи в этом реестре.
Помимо вышеназванных есть еще несколько требований к тендерам на реставрацию, например, финансовое обеспечение исполнения контракта, подтверждение деловой репутации и т.п., о которых сложно рассказать в рамках одной статьи. Есть вопросы по подготовке к тендерам фирмы с лицензией на реставрацию? Обращайтесь, поможем.