Ноя 02, 2019

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Всероссийская реновация жилья: устоят ли памятники архитектуры

Депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о реновации жилищного фонда на территории всей страны. Основная цель: заменить устаревший, изживший своё жилфонд на современное жилье, соответствующее нынешним реалиям. Убрать убогие хрущевки и послевоенные многоквартирники с «удобствами на улице» и освободить место под современную застройку. На первый взгляд, похвальная и полезная инициатива, если не вспоминать результаты «тестовой» реновации, проведенной в Москве и отношение к памятникам как к помехе на удобных и выгодных городских участках.

Что отнесут к реновации

По мнению депутатов, дома старше 50 лет уже требуют замены из-за предельного износа. Это те самые хрущевки и сталинки, возведенные в период индустриального строительства 1957-1975 г.г. Именно эта смена устаревших домов на новострой нужна каждому региону, убеждены авторы проекта.

В инициативе подробно прописали цели и порядок проведения реновации, начиная от проведения опросов жителей проблемных домов и заканчивая конкурсами на застройку освобожденных кварталов. Особая роль отведена органам госвласти: именно они должны организовать разъяснительную работу, опросы населения, контроль за неукоснительным исполнением законодательства и проекта в частности.

При этом предусмотрены следующие виды проектов реновации:
  • в зависимости от масштаба: снос одного многоквартирного дома или целого квартала, микрорайона и прочих участков, где преобладают дома, подлежащие сносу и «им подобные»;
  • в зависимости от источника финансирование: бюджетные и инвестиционные;
  • по форме реализации: снос и застройка на освободившемся месте многоквартирника, реконструкция существующего здания, снос дома и изменение целевого назначения освобожденного земельного участка.
Какие дома подлежат реновации по проекту:
  • аварийные многоквартирные дома, подлежащие сносу или реконструкции и не включенные в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилфонда;
  • многоквартирные дома, расположенные на земельных участках, которые не соответствуют градостроительным регламентам;
  • типовые многоквартирные дома, возведенные в период с 1957 по 1975 годы, а также аналогичные им дома;
  • многоквартирные дома, в отношении которых реализуются программы развития застроенных территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и законодательством субъекта РФ о реновации;
  • иные многоквартирные дома, предусмотренные законодательством субъекта РФ о реновации;
  • кварталы, в которых исключительно или преимущественно расположены многоквартирные дома, подлежащие реновации.

Что будет с памятниками архитектуры?

Авторы подчеркнули, что в процессе реноваций не будут затронуты здания, являющиеся объектами культурного наследия, элементы планировки, отнесенные к территории ОКН, а также зона охраны памятников. Однако даже при установлении запрета здесь мы сразу видим огромное поле для маневров. В том числе не совсем законных и не совсем контролируемых. Насколько честно и непредвзято ответственные лица подойдут к задаче?

Есть вполне реальный риск, что застройщики попытаются отвоевать наиболее лакомые участки в центре городов (а это чаще всего старая добрая «хрущевская» и более ранняя застройка), не обращая внимания на запреты. Власти же, как правило, предпочитают ничего не предпринимать и просто наблюдают за происходящим. Чего стоят случаи, когда очередной памятник архитектуры, не дождавшись финансирования и реставрации от фирмы с лицензией Минкульта, «случайно» возгорается и дотла уничтожается огнем, освобождая место под коммерчески выгодный объект. При осуществлении реновации есть риск, что под горячий нож бульдозера «по ошибке» попадет и невзрачный заброшенный дом с табличкой на углу «Памятник регионального значения, охраняется государством». Все ошибаются, бывает.

Кроме разрушения объектов культурного наследия есть и еще один негативный момент: старинные здания, отнесенные к ОКН, как правило, имеют охранную зону, где запрещена высотная застройка и возведение объектов, нарушающих историческое ландшафтное окружение памятника. Насколько щепетильно отнесутся застройщики к этому ограничению? Как правило, точечная застройка и застройка кварталов в современном исполнении предполагает возведение домов 7 этажей и выше, а значит, памятники окажутся скрыты во дворах многоэтажек, причем формально все законы будут соблюдены. Застройщикам это выгодно, для властей — экономически обоснованно, во благо граждан, которым предоставят благоустроенные квартиры взамен крошечных «хрущевок».

Пока это лишь проект, который будет дорабатываться и потребует внесения изменений в законодательство на федеральном уровне. Однако уже сейчас стоило бы учесть те ошибки и недоработки, которые привели к многочисленным судебным процессам по итогам реновации в Москве, а также продумать и обеспечить особый контроль за исполнением проекта не только со стороны федеральных и региональных властей, но и со стороны общественников, которым не безразлично сохранение исторического и культурного наследия своего региона.