Повторные победы фирмы в госзакупках: штрафы и риски

Госзакупки в сфере реставрации объектов культурного наследия, в отличие от других видов госзаказа, не отличаются разнообразием участников. Как правило, заявки на выполнение восстановительных и ремонтных работ подают одни и те же потенциальные исполнители, особенно в регионах, где фирмы с лицензией Министерства культуры можно по пальцам пересчитать.

В свете сложившейся практики борьбы ФАС России с ограничением конкуренции такие повторяющиеся участники рискуют вместо выгодного контракта получить штрафы и ограничение деятельности. Рассмотрим эту ситуацию подробнее.

За что могут оштрафовать

Эксперты указывают, что частая и необоснованная победа в госзакупках одних и тех же участников или периодическое повторение нескольких исполнителей может свидетельствовать о сговоре между ними. Цель — искусственное создание ситуации, когда победа присуждается заранее определенному участнику или когда победителями повторяющихся контрактов становятся несколько поставщиков по очереди.

Наиболее частые признаки нарушений при картельном сговоре, выявляемые ФАС:

  • закупка «спрятана», т.е. в извещении о проведении торгов предмет закупки не указан, фактически такая закупка будет найдена только теми участниками, которые заранее знают о ней;
  • документация, заточенная под конкретного поставщика — документы и требования составлены таким образом, чтобы ограничить круг возможных исполнителей, т.к. всем условиям закупки будет соответствовать заранее определенная фирма;
  • слишком короткие сроки исполнения контракта (выполнить его сможет лишь фирма, заранее подготовленная к данной закупке);
  • отклонение большинства заявок без причин или достаточных оснований;
  • явно заниженная цена контракта, по которой невозможно качественно выполнить работу.

Эти признаки свидетельствуют о попытках обеспечить победу «своей» фирме. Выявляют сговор путем проверки IP-адресов, с которых подаются заявки и вносятся изменения в них через ЭТП, осмотра помещений и документов, установления финансовых взаимоотношений между организациями (например, выдача займов, предоставление услуг по созданию документации для участия в торгах, родственные связи участников компаний и т.д.)

Если ФАС РФ признает в действиях участников госзакупок признаки ограничения конкуренции, координацию финансовых действий участников или заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию, нарушителю грозит штраф: для ИП до 50 тыс. рублей и дисквалификация до 3-х лет, для организаций — до 50 млн. руб.

Возможно ли избежать штрафа, если периодически выигрывать аналогичные контракты?

Эксперты-аналитики полагают, что в некоторых сферах передача госзаказа постоянным участникам закономерна и полностью соответствует цели поставки. Например, поставка коммунальных услуг, водоснабжения, электричества — это контракты, которые качественно выполнить немногие (а порой и единственные в регионе) организации. В сфере реставрации фирмы с лицензией Минкульта на выполнение малораспространенных работ вроде реставрации позолоты и инкрустаций, восстановление рукописей и т.п. могут получать все контракты в «своем регионе» по данным видам деятельности, и это будет закономерно, ведь других исполнителей нет.

Эксперты подчеркивают, что сомнительными являются такие контракты, где при наличии большой конкуренции постоянно выигрывают одни и те же поставщики, где процедуры и нарушения при проведении торгов повторяются, на аукционах цена снижается минимально или не снижается вовсе и т.д. Наиболее подозрительные фирмы-участники становятся объектом для подробного изучения со стороны ФАС России и правоохранительных органов.

При этом специалисты рекомендуют придерживаться позиции разумной оценки ситуации: даже если поставщик постоянно выигрывает тендеры в разных регионах, выигрывает различные госзакупки в одном и том же регионе, получает мало контрактов на большую сумму — это может выглядеть подозрительно, но не иметь в своем составе умысла на ограничение конкуренции. В этом случае каждая ситуация должна рассматриваться отдельно, ведь часто оказывается, что победитель действительно предложил самые выгодные условия и цены, является наиболее эффективным поставщиком, а конкуренция ограничена естественным образом из-за особенностей закупки.

Повторяющиеся участники — это не маркер, который однозначно свидетельствует о наличии сговора, но повод присмотреться внимательнее к заключенным контрактам поставщика. Поэтому эксперты разрабатывают методику выявления повторяющихся участников госзакупок, который представят в Минфин России для преобразования формулы в реестр потенциально недобросовестных участников закупок. Цель такого метода — дать правоохранительным и надзорным органам инструмент для выявления сговора еще на этапе процедуры закупки и стимулировать поставщиков добросовестно участвовать в госзакупках. Если такой реестр появится, он не будет опубликован, доступ получат только лица, к чьей компетенции относится выявление и рассмотрение нарушений, связанных с ограничением конкуренции.

Хотите приобрести готовую фирму с лицензией Минкультуры? Звоните!