Авг 10, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Севастополь: провальная реставрация из-за равнодушия чиновников

О недостатках реставрации и примерах таковой мы уже писали не раз. В качестве причин всегда указывалась одна: тендер выиграли «неквалифицированные специалисты». Однако роль контролирующих органов, качество авторского надзора и ответственность руководящих и надзирающих лиц как-то уходит из поля зрения, когда разгорается очередной скандал. Кто виноват в том, что при строгой системе госзакупок доступ к памятникам архитектуры получают недоспециалисты? Выясняем на примере реставрации музея в Севастополе.

 

Как маскарон потолстел

В Севастополе наконец-то начали реставрировать Художественный музей им. Крошицкого. В ходе реставрации общественники забили тревогу: в социальных сетях появились снимки отреставрированных маскаронов — украшений на фасаде здания в виде головы человека анфас. По сравнению с тем, что было, «лицо» маскаронов стало полнее, расплылось и окончательно утратило первоначальные черты. Если это «реставрация и восстановление, то от первоначального исторического облика ничего не останется», — рассудили жители и обратились за разъяснениями к чиновникам, контролирующим подрядчика.

Маскарон

По версии другого чиновника раздобревший после реставрации маскарон – это промежуточный вариант реставрации, а не окончательный результат. Подрядчик не имеет права изменять внешний вид отделки, т.к. здание относится к объектам культурного наследия, а значит, ему придется привести маскаронов в надлежащий вид.

Директор Департамента капстроительства Севастополя заверил горожан, что если подрядчики проведут восстановительные работы с нарушениями, их работу не будут оплачивать и заставят переделать до надлежащего результата. Пока комиссия не примет работу и не подпишет акт выполненных работ, денег подрядчики не увидят.

Ту же версию транслирует в своем Instagram и временно исполняющий обязанности губернатора М. Развожаев:

Неудачная реставрация в Севастополе

Есть ли повод для беспокойства

Очередной шедевр реставрации привлек внимание граждан к общей проблеме сохранения и восстановления объектов культурного наследия в городе. Активисты уже не один год пытаются добиться создания мастерских, где работали бы местные реставраторы, знающие город, его историю и культуру и трепетно относящиеся к сохранению исторического облика города и его памятников. Однако пока таких нет, а тендеры на реставрацию выигрывают неизвестные Севастополю фирмы с реставрационной лицензией из других регионов, для которых исторические объекты — лишь очередной проект.

Активисты сообщили о странных изменениях маскаронов чиновникам, однако кроме невнятных объяснений от них никакой реакции не последовало. По мнению контролирующих органов, ничего страшного не произошло.

У специалистов иное мнение. Реставратор и архитектор А. Прянишников пояснил, что порядок реставрации гипсовых барельефов грубо нарушен. По правилам такие работы проводятся в три этапа: очистка от старых слоев штукатурки, краски, загрязнений, затем восстановление утраченных участков, после чего идет закрепление слоев и работы по консервации. Первый этап — самый сложный и долгий, делается вручную: каждый слой нужно размочить специальными растворами, очищая от следов предыдущих реставраций. Здесь же подрядчик просто счистил верхний слой краски и грязи абразивами механическим способом, не заморачиваясь со снятием слоев до первоначального состояния маски.

Получается, что во время предыдущих работ «специалисты» просто наносили слои гипса и краски, изменяя внешний вид барельефа. Первые архитекторы при оформлении музея просто не могли бы выполнить маскаронов в таком виде, в котором они сейчас находятся — опухших, расплывшихся, без четких очертаний лица. Нынешние реставраторы просто слегка почистили поверхность, оставив на месте все огрехи предыдущих работников. Убеждение чиновников в том, что маски еще будут «дорабатываться», а также обещания «заставить всё переделать» просто изумляют.

Реставрация Художественного музея в Севастополе

Скриншот со страницы Антона Андреевича /Facebook

Специалисты вынуждены напомнить чиновникам, что реставрация объектов культурного наследия — не строительство, где в крайнем случае можно все разрушить и выстроить заново, где-то подкорректировать или изменить проект. В ходе реставрации так делать нельзя, иначе памятник утратит историко-культурную ценность, а значит и предмет охраны. То есть, здание перестанет быть памятником и станет «новоделом», поэтому нужно добиваться от подрядчика надлежащего качества работ с первого раза.

Проблема здесь, как и в других регионах, в том, что к реставрации часто привлекают обычных строителей и разнорабочих, а не специалистов-реставраторов. Обычной является практика, когда у подрядчика есть лицензия Минкультуры и минимум аттестованных специалистов для выполнения лицензионных требований, при этом на объекте работают остальные рабочие или вовсе нанимаются субподрядчики. Несмотря на выявленные нарушения и громкие заявления властей о намерении «принять меры», никакой реакции не последовало: никто ничего не исправляет, а истории замалчиваются.

Равнодушие к результату как со стороны реставраторов, так и со стороны чиновников, призванных контролировать работу, приводит к тому, что памятник перестает быть памятником, а город постепенно рискует утратить свой исторический облик. Ситуацию спасут только ответственный подход к работе и грамотные специалисты.

Хотите начать работать в сфере реставрации? Поможем оформить реставрационную лицензию на нужные виды работ или предложим готовую компанию с действующей лицензией Минкультуры. Звоните!