Авг 24, 2021

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Законотворческая хартия градозащитников

Градозащитные организации России предложили наконец выполнить все те решения, которые принимались в ходе съездов, посвященных охране и реставрации культурного наследия. Для этого Координационный совет разработал и предложил к реализации «Законотворческую хартию» с конкретными шагами по совершенствованию законодательства в сфере реставрации и сохранения ОКН.

Речь идет о резолюциях Казанского, Самарского и Вологодского съездов с участием градозащитных организаций, чиновников и представителей Минкульта, на которых рассматривали актуальные и « горящие» вопросы сохранения памятников истории и архитектуры и по итогам обещали принять меры, разработать программы, скорректировать законодательство и другими способами спасти достояние России. Градозащитники суммировали все решения и представили их в виде готовойго плана для работы: депутаты могут взять ее на вооружение не только после формирования Думы, но и для своих предвыборных программ.

Авторы Хартии указывают (и совершенно справедливо), что градостроительное и в особенности охранное законодательство нуждается в постоянном мониторинге и совершенствовании с учетом реального положения дел. Сейчас многие изменения, предлагаемые в документе, носят неотложный характер. Несмотря на лицензирование Минкультуры и необходимость аттестации архитекторов и инженеров, систему отбора исполнителей и контроль со стороны органов госохраны памятников культурное наследие продолжает убывать под влиянием неквалифицированных работников, бюрократической волокиты и противоречия законодательных норм. И если с волокитой и дилетантами на площадках бороться пока сложно, в части совершенствования законодательной базы градозащитники составили вполне конкретный пошаговый план.

Активисты надеются, что в Думе нового созыва будет создана рабочая группа по совершенствованию законодательства об охране культурного наследия, как это было ранее.

 

Что предлагают?

По мнению градозащитников, в изменениях в первую очередь нуждаются следующие сферы, имеющие значение для сохранения памятников истории и культуры:

  • регулирование градостроительства вблизи достопримечательных мест;
  • конкретизация определения «объектов археологического наследия» и разграничение их с объектами, выраженными в ландшафте (имеющими образ);
  • независимая государственная экспертиза при определении предметов охраны и территорий объекта культурного наследия;
  • процедуры выявления ОКН (в том числе повторного выявления);
  • защита от повреждения и разрушения объектов, которые не внесены в реестр ОКН, но обладают признаками историко-культурного наследия;
  • обнародование проектов реставрации памятников истории и культуры;
  • регламенты установления зон объектов культурного наследия;
  • запрет сноса исторической застройки, в том числе на территории исторических поселений и достопримечательных мест, а также в зоне охраны памятника;
  • при проектировании застройки в зонах охраны, на землях исторических поселений и достопримечательных мест — обязательное согласование проектов со стороны органов охраны культурного наследия;
  • определение регенерации утраченных объектов историко-градостроительной среды;
  • наделение статусом исторических поселений РФ населенных территорий РСФСР, входивших в данный перечень до 1990 года;
  • определение исторически ценных градоформирующих объектов;
  • законодательное регулирование градозащитных организаций и установление прав общественников в вопросах охраны культурного наследия.

В изменениях нуждаются Уголовный кодекс и КоАП РФ в части конкретизации и ужесточения ответственности за порчу и уничтожение памятников истории и культуры, а также разграничения составов по квалифицирующим признакам. Защитники ОКН предлагают отменить сроки давности по преступлениям, предусмотренным ст. 243 УК РФ.

Статья по теме: Почему не работает уголовная ответственность за памятники архитектуры

Предложены изменения в Земельный, Градостроительный кодекс, в законодательство о контрактной системе госзакупок, а также в законы о содействии в работе ЖКХ.

Остается надеяться, что предложенные изменения будут внедряться, хотя бы постепенно, а не останутся мертвым грузом принятых решений до очередного съезда.