Госзакупки: как заказчики пытаются ограничить конкуренцию
Заказчики в сфере госзакупок продолжают придумывать способы ограничения конкуренции, чтобы выгодный контракт достался нужному подрядчику. Особенно заметно это в сфере дорогих закупок, например, при заказе работ по ремонту и реставрации архитектурных объектов. Ранее мы уже писали о самых распространенных методах, которые применяются для отсеивания «ненужных» заявок.
Статья по теме: Способы ограничения конкуренции в тендерах на реставрацию
Сегодня расскажем о двух ситуациях, когда заказчики пытались придать законности своим методам отбора кандидатов. Антимонопольная служба проанализировала пул госзакупок в I квартале 2023 года и выявила наиболее частые нарушения на этапе подачи заявок и отбора кандидатов.
Дозапрос документов
В одной из закупок условия позволяли заказчику дополнительно запросить у участников документы и сведения до подведения итогов. Была указана причина наличия данного условия в документации: заказчик должен иметь возможность удостовериться в надлежащем качестве предлагаемых товаров, работ и услуг и установить их соответствие документации.
ФАС указали, что данное право нарушает принцип конкуренции:
- порядок дозапроса документов и сведений не установили, поэтому данное условие могло быть применено неодинаково к разным участникам: получается, что при возникновении спорной ситуации участие в госзакупке будет зависеть от воли заказчика.
- в законе № 223-ФЗ отсутствует обязанность участников предоставлять дополнительные документы, не указанные в документации. В свою очередь заказчик должен установить исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке, а при ее несоответствии требованиям закупки — отклонить.
- дополнительные запросы документации и сведений до подведения итогов закупки содержат риск необъективной оценки и необоснованного ограничения конкуренции.
Стоит отметить, что данная позиция транслируется не только антимонопольным ведомством. Похожее мнение подкреплено постановлениями Верховного суда РФ.
Ошибка при формировании лота
В одной из закупок предметом являлись строительно-монтажные работы, причем их необходимо было выполнить одновременно в нескольких регионах РФ.
ФАС разъяснила, что сочетание условий данного лота существенно ограничивает конкуренцию: целевые регионы находятся на значительном расстоянии друг от друга, а значит, одновременное выполнение возможно только в случае, если у участника имеются филиалы в данных субъектах. Получается, что тендер «отсекает» те строительные фирмы, которые могут качественно выполнить заявленные работы, но в одном регионе. Не подходят и те компании, которые могут выполнить работы во всех заявленных субъектах, но поочередно, а не одновременно.
Статья по теме: Повторные победы фирмы в госзакупках: штрафы и риски
Подобное укрупнение лотов уже было предметом рассмотрения в судах и практика однозначна: такая ошибка при формировании лота является грубым нарушением принципов конкурентных закупок.
Помимо того, что реставрационные компании для участия в тендерах на реставрацию должны соответствовать ряду требований, им приходится учитывать условия каждой конкретной закупки. При этом не стоит забывать, что у заказчиков также есть обязанности и ограничения, и в случае, если какое-либо условие видится сомнительным или незаконным, можно всегда затребовать разъяснение у заказчика или обжаловать закупку в ФАС.
Мы поможем подготовиться и получить лицензию Минкультуры на ремонт и реставрацию памятников истории и архитектуры, а также пройти периодическое подтверждение лицензии Минкультуры или купить ООО с лицензией Минкультуры на нужные виды работ. Есть вопросы? Звоните!