Апр 10, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Способы ограничения конкуренции в тендерах на реставрацию

Главный принцип госзакупок — состязательность. Именно на честную конкуренцию рассчитаны почти все способы проведения государственных тендеров: все участники получают равные стартовые условия, а заказчики могут выбрать оптимального исполнителя по цене, качеству и срокам работ. В сфере реставрации объектов культурного наследия проекты могут получить только предприниматели и компании с лицензией Минкультуры — это логичный «порог входа», подтверждающий способность работать над восстановлением памятников.

Лицензиатов Минкульта немного, поэтому нет того уровня конкуренции, как в других нишах. Однако цены контрактов по реставрации памятников истории и архитектуры достигают сотен миллионов рублей, а потому многие заказчики не брезгуют уловками, позволяющими отсечь часть потенциальных участников и передать заказ нужному исполнителю.

По закону такие способы ограничения конкуренции запрещены. На практике у заказчиков есть возможность влиять на выбор участника еще на этапе формирования заявки. Самые популярные способы: манипуляции формулировками при заполнении информации о закупке на тендерной площадке, необоснованные требования к участникам, излишние требования к документации.

 

Манипуляции при описании закупки

Обычно нужную закупку ищут по ключевым словам в названии или настраивая фильтр в одном из программ, отслеживающих интересующие тендеры на нескольких площадках. На этапе заполнения важно сделать так, чтобы закупку нашли как можно меньшее количество потенциальных участников, а в идеале — только нужные исполнители. Для этого в названии закупки намеренно допускают неправильные названия, ошибки, опечатки, искаженные или сокращенные названия объектов. Найти такую закупку может только тот, кто точно знает о нюансах написания названия. Еще один вариант — заменить привычное название работ. Например, вместо слова «реставрация» указать «восстановление объекта». Цель — скрыть закупку от широкого круга участников.

В результате заявку подает только один, «свой» подрядчик. При необходимости к участию приглашается еще один участник, который заведомо проигрывает тендер либо отказывается от заключения договора, и контракт всё равно достаётся нужному исполнителю.

Рекомендация: ищите тендеры на реставрацию по разным сочетаниям слов, с различным написанием запросов.

 

Излишние требования к исполнителю

Фокус заключается в том, что тендер специально «пишут под конкретного исполнителя»: выдвигают перечень требований, которым заведомо соответствует только одна фирма. Причем требования настолько подробные и многочисленные, что их действительно сложно выполнить большинству участников. Критерии соответствия могут касаться штата специалистов-реставраторов, финансово-материальной базы, сроков, репутации, опыта выполнения похожих контрактов и т.д.

Еще один вариант — требование, которому явно соответствует только один участник. К примеру, в практике Федеральной антимонопольной службы была жалоба на условие тендера, в соответствии с которым к участию в закупке допускались только фирмы, ранее работавшие с заказчиком. Естественно, «похвастаться» таким сотрудничеством могли только доверенные компании.

Следует отметить, что некоторые требования, которые участники считают излишними, в сфере реставрации оправданы и закреплены в нормативных актах. Так, Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 предъявляет особые требования к опыту и квалификации подрядчиков, работающих над восстановлением памятников истории и архитектуры: они должны иметь успешный опыт выполнения аналогичных контрактов, и этот факт необходимо подтвердить документально. Более подробно о типичных требованиях к участникам реставрационных закупок мы писали в отдельной статье:

Подробнее: Основные требования к участникам тендеров на реставрацию

Очевидно, что между особыми требованиями к исполнителю и необоснованным ограничением конкуренции грань достаточно тонкая. Если условия тендера явно ограничивают круг возможных участников условиями, не имеющими существенного значения для выполнения заказа, есть смысл запросить разъяснения у заказчика или обжаловать требования в УФАС.

 

Некорректная документация по закупке

При публикации на ЭТП заказчик обязан разместить полную информацию об объекте закупки, порядке и сроках исполнения. Это необходимо, чтобы потенциальные исполнители соразмерили свои возможности с требуемым объемом и сложностью работ и предложили цену.

Если часть сведений скрыть, скорее всего многие пройдут мимо непонятного заказа, особенно если цена невысока. Мало кто будет запрашивать разъяснения, уточнять детали, если есть возможность за это время выбрать и поучаствовать в других тендерах. В итоге участвовать в закупке будут те фирмы с лицензией Минкульта, которым заранее известны все нюансы предстоящей работы, которые не опубликованы в ЕИС.

Еще одна уловка: разместить документацию в явно нечитаемом виде. Например, «смазанные» скан-копии документов, схем, чертежей, списков в PDF-формате. Формально требование закона выполнено, ведь вся необходимая документация размещена на ЕИС, поэтому обжаловать подобное нарушение бесполезно: суды указывают, что в данном случае необходимо запрашивать разъяснения. Однако высшие суды отменяют подобные решения и указывают, что информация о закупке должна быть исчерпывающей и давать представление о предстоящей работе без дополнительных запросов со стороны потенциальных исполнителей.

Следует отметить, что рынок реставрационных проектов часто сотрясают скандалы, которые показывают, что закупочная система не оправдывает своей цели. Несмотря на снижение конкуренции после 2017 года, если вы хотите получить выгодный контракт, придётся проявить некоторую настойчивость. Хотите получить лицензию на реставрацию памятников или купить фирму с лицензией Минкульта? Звоните, поможем!