Как реставрация может уничтожить памятник
Музей им. Горького в Нижнем Новгороде дождался реставрации, но именно работы по восстановлению привели к гибели сотен музейных экспонатов. Этот инцидент можно привести как закономерный пример последствий халатности мнимых реставраторов и чиновников, призванных спасать и сохранять культурное наследие страны.
Сейчас общественники инициируют проверки, просят организовать хранилища для временного размещения музейного фонда при следующих восстановительных работах, а также проверить законность и обоснованность выдачи лицензии Минкультуры на реставрацию генеральному подрядчику и субподрядчикам. И мотивы понятны: это как раз тот случай, когда формальный подход, некомпетентность чиновников и непрозрачность закупок привели к пожару и фактически уничтожили музей.
С чего начиналась реставрация
Выбирать того, кто займется восстановлением объекта культурного наследия «Дом Варвары Михайловны Бурмистровой», пришлось дважды. Первый раз тендер выиграла московская компания ООО « СТА-Столица», предложив лучшие условия, однако результаты закупки пришлось аннулировать — победитель не имел лицензии Министерства культуры на заявленные виды работ.
Второй раз контракт достался подрядчику из Санкт-Петербурга — ООО «АВК Групп». И еще до начала работ общественники начали привлекать внимание к реставрации музея. Их волновали несколько вопросов:
- хранение музейного фонда на время реставрации. В частности, несколько запросов было адресовано дирекции музея им. Горького и департаменту культуры о том, каким образом организовано хранение музейных ценностей;
- проблема технического и авторского надзора за выполнением реставрационного проекта.
Общественные наблюдатели справедливо полагали, что экспонаты должны храниться в специально оборудованном помещении, где поддерживается нужный микроклимат и освещение, где созданы оптимальные условия для сохранения исторических ценностей. Однако выяснилось, что для хранения экспонатов специальных хранилищ нет. Часть из них удалось разместить в цокольном этаже одного из общежитий, где вряд ли созданы условия для хранения музейного фонда. Часть (в основном крупногабаритные вещи и картины) остались в доме на весь период реставрации. Несмотря на неоднократные предупреждения от подрядчика, что ценные исторические вещи находятся прямо «на фронте» работ, ни руководство музея, ни надзирающие органы не отреагировали. Итог – во время пожара утрачена большая часть находившихся в доме экспонатов. Ущерб только предстоит оценить.
Кто на самом деле реставрирует памятники
Несмотря на строгие требования тендеров на реставрацию, на реальности работами на объектах часто занимаются люди, далекие от тонкостей реставрационных работ. В госзакупках распространена такая схема:
- тендер выигрывает фирма с лицензией Минкультуры на все необходимые виды работ, в заявке указаны аттестованные сотрудники по нужным специальностям, есть всё необходимое для реализации проекта своими силами + положительный опыт выполнения подобных контрактов;
- после начала работ генеральный подрядчик передает часть работ субподрядчикам, и чаще всего это обычные мелкие строительные фирмы и реставрационные мастерские (если нужны узкие специалисты, например, по восстановлению фресок или позолоты);
- в свою очередь субподрядчики могут передать свою часть работ полностью или в доле другим субподрядчикам (второго уровня). И так несколько раз.
В итоге получается, что госзаказ выиграла и обязана выполнить одна фирма, а по факту выполняют несколько компаний, не имеющих необходимой лицензии, специалистов и опыта. Получается, что ценный памятник реставрируют люди, далекие и от культуры, и от истории, и от архитектуры — обычные строители. Можно представить качество и историческую аутентичность и последствия такой «реставрации».
Примерно ту же картину наблюдали и при реставрационных работах в музее М.Горького в Нижнем Новгороде.
Общественники просят органы госохраны обратить внимание на то, как организовано хранение музейных ценностей в регионе, и создать централизованное хранилище для ценных экспонатов, отнесенных к ОКН.
Кроме того, становится все очевиднее, что нужно изменить подход к определению исполнителя госзаказов на реставрацию. Процедура, предусмотренная 44-ФЗ, дает преимущество тем компаниям, которые предложат наименьшую цену контракта. В сфере восстановления и сохранения объектов культурного наследия такой подход неприемлем: здесь защищают другие ценности, помимо денег, и исполнитель должен соответствовать важности этой цели.
Хотите работать в сфере реставрации памятников истории и архитектуры? Мы поможем оформить лицензию Министерства культуры или предложим купить готовое ООО с действующей лицензией на реставрацию, которая откроет доступ к госзакупкам. Консультации бесплатны. Звоните!