Июн 28, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Без рубрики

Как финансирование может погубить охраняемый памятник

Казалось бы, как обильное финансирование реставрационных проектов может навредить сохранению памятников? Оказывается, может. Доказательством тому может служить череда громких разбирательств и уголовных дел, связанных с коррупцией и мошенническими схемами в сфере госзакупок услуг по восстановлению объектов культурного наследия. Выгодно, быстро и… совершенно непрозрачно. И непонятно, что пострадало больше: бюджет или памятники, которые фактически загублены дилетантами от реставрации.

 

Куда приводят благие намерения

На рынке реставрации архитектурных и культурных памятников из года в год отмечаются одни и те же проблемы: скрытая система ценообразования, довольно дилетантский подход к выбору исполнителя (даже тендерные процедуры не могут гарантировать, что допуск к «телу» памятника получат специалисты, разбирающиеся в тонкостях реставрации), сомнительные схемы субподрядов, когда контракт в итоге выполняют разнорабочие, а не аттестованные специалисты-реставраторы… Добавьте сюда налаженную систему откатов, коррупцию, а также совершенно неподготовленные кадры, которые по роду службы на должности в госструктурах поставлены надзирать за качеством работ. Весьма выгодный рынок, неправда ли?

Об этом периодически говорят, иногда возмущаются в СМИ, но как-то вяло, неинтересно — всем уже надоела тема памятников, и все понимают, к чему ведет такой подход к вопросу сохранения культурного наследия. Но что поделать?

Такой равнодушно-смиренный подход привел к тому, что понятие «реставрация» окончательно исказилось и по-разному понимается как среди исполнителей, так и среди заказчиков и органов надзора. И это не замедлило сказаться на том самом культурном наследии, которое, вроде бы, должно ощущать поддержку отрасли и восстанавливаться по мере выполнения госконтрактов, но на деле ведет себя совершенно нелогично.

В год Россия теряет примерно 200-300 памятников культурного наследия. Какой-то из них не дождался реставраторов и рассыпался от древности. Другой — «случайно сгорел» или «по ошибке» попал под нож бульдозера. Третьи в угоду застройщикам исключены из реестра ОКН с легкой руки чиновников, которые только рады помочь городу. Точно вычислить количество утраченных объектов культурного наследия не могут даже специалисты — слишком слабо поставлена работа по учету и контролю за памятниками, особенно в регионах.

Последней каплей стали коррупционные скандалы, в результате которых организаторы (в том числе из числа сотрудников министерства) стали фигурантами уголовных дел, а памятники были дорого и непрофессионально отремонтированы обычными строителями: без учета архитектурных особенностей, нюансов выполнения отделки, техники и уникальных элементов… Получился обычный новодел, но по цене кропотливой реставрации.

 

А давайте проведем реформу

Итогом стала встреча представителей реставрационной отрасли, по результатам которой вместе со специалистами Минкульта принято решение эту отрасль реформировать. Создали рабочую группу, которая разработала предложения по изменению отрасли и подхода к выбору исполнителей тендеров на реставрацию.

По предложению рабочей группы была проделана работа, призванная очистить рынок от не-специалистов, случайных людей. Например, в 2017 году внесены изменения в процедуру получения лицензии Минкультуры на реставрацию, касающиеся аттестации специалистов, изменения перечня видов лицензируемой деятельности, а также пакета документов.

В тендерных процедурах тоже произошли изменения: фирмы с реставрационной лицензией Минкульта должны не просто иметь разрешительный документ, но и подтвердить наличие специалистов в штате, иметь опыт выполнения подобных контрактов, а в ряде случаев — застраховать возможную ответственность за невыполнение контракта и причиненный ущерб.

Однако основной вопрос, который может свести на нет все усилия по реформированию отрасли, остался неразрешенным: компетентность кадров. Эксперты отмечают, что те, кто объявляет госзакупки и затем оценивает заявки участников, в основном являются управленцами, менеджерами, строителями, а не реставраторами. А потому оценивают потенциального подрядчика с точки зрения экономической выгоды, сроков, материальной возможности выполнить работу в отведенное время. Здесь на первый план выходит вопрос: как можно эффективнее освоить средства, выделенные на реставрацию. Им все равно, какое дерево использовать для восстановления деревянных церквей в Карелии и какой состав штукатурки потребуется для стен старинной церкви. Главное — уложиться в смету и сроки. При этом и рамки бюджета и сроки устанавливаются также без учета времени, необходимого на подготовку, заготовку материала и прочих «не имеющих значения» тонкостей.

Впоследствии мы видим результаты такой работы: осыпается «из-за влажного климата» штукатурка, которую не удосужились подготовить правильно, гниют бревна в остовах деревянных церквей, потому что заготовлены были не зимой, как того требует технология, а летом, чтобы успеть к осени сдать проект. В результате, несмотря на щедро выделенные средства, памятники фактически утрачены. Проблема в том, что руководят реставрационной отраслью в основном люди, далекие от реставрации, зато хорошо разбирающиеся в коммерческих проектах и умеющие извлечь финансовую выгоду из них.

 

Много денег и мало денег

Ряд специалистов давно указывает на то, что причиной коммерциализации реставрационной отрасли является система государственных закупок. Несмотря на явные подвижки в ужесточении требований к исполнителям, главным критерием выбора все равно остается цена. При прочих равных победителем станет тот, кто сможет без ущерба для себя демпинговать цены и забирать большую часть контрактов. Особенно страдают от такого положения дел мелкие фирмы и узкоспециализированные мастерские: они вынуждены работать себе в убыток либо вовсе не участвовать в торгах. На «арене» остаются крупные застройщики, которые поняли, что получить лицензию Минкульта для них не составит труда, а деньги в сфере реставрации водятся немалые. И это основная проблема реставрации. Именно они будут делить контракты. Именно они проявят свой подход строителя и эффективного управленца.

Как ни странно, именно хорошее финансирование в итоге приводит к затяжной реставрации, которой нет ни конца ни края. Щедроты из бюджета начали предоставляться в начале двухтысячных: казалось, что миллиардные суммы позволят быстро и качественно отреставрировать шедевры архитектуры в Санкт-Петербурге, да и Москва надеялась преобразить свои объекты культурного наследия. Однако случилось странное: «вкусные» суммы контрактов увеличивали смету чуть ли не вдвое, когда после начала работ выявлялись скрытые недостатки памятников, требующие дополнительных вложений. Счета росли, сроки отодвигались все дальше… Реставрация становилась удобным способом заработать, не особо напрягаясь насчет контроля (помним про компетентность проверяющих). В последнее время, правда, контролю уделяется больше внимание, например, понадобится отдельная лицензия Минкульта на технический надзор на ОКН.

Другая «головная боль» реставраторов — ценообразование. Зачастую непонятно, откуда берутся цены контрактов, чем обусловлены, и каким образом исполнители выигрывают закупку по убыточной для себя цене. Никому не ясно, каким образом формируется смета, даже при наличии качественного проекта. Отсутствие прозрачности приводит к тому, что заказчики указывают примерную цену, исполнители тоже примерную, а при выполнении контракта выясняется: не укладываемся в бюджет, нужно доплатить. При этом при проверках выясняется, что уже выделенные средства не смогли освоить грамотно, либо вовсе растеряли в ходе делегирования работ субподрядчикам.

Там, где хорошее финансирование, появляются серьезные дельцы рынка и начинают делать деньги. При этом сами памятники отходят на второй план: никто не будет заморачиваться над аутентичностью материалов и техник, когда деньги и так заплатят, все работы могут выполнить обычные строители, а технический и авторский надзор проводят люди, далекие от реставрации.

Остается надеяться на те фирмы, для которых реставрация и сохранение памятников истории и архитектуры — не просто коммерческий проект, а миссия, цель работы.

Хотите начать бизнес в сфере реставрации и заняться восстановлением памятников? Мы поможем оформить лицензию Минкульта или приобрести готовую компанию с лицензией, а также подготовиться к участию в госзакупках.