Общие проблемы: реставрация в руках непрофессионалов
Мы часто пишем о недостатках реставрации памятников в России и иногда приводим в пример подход к сохранению культурного наследия за рубежом. Создается впечатление, что в других странах, особенно в Европе, вообще нет проблем в этой сфере. Это не так: несколько историй из Испании опровергают идеальную картинку и показывают, что проблемы везде одинаковы.
Как реставрировали Деву Марию
Перед вами — результаты реставрации полотна-копии картины «Непорочное зачатие» автора Бартоломе Эстебана Мурильо XVII века. Картину реставрировали дважды.
Как сообщают испанские СМИ, полотно принадлежит частному коллекционеру из Валенсии. Для работы над старинной картиной был найден исполнитель: настоящий реставратор (правда, специализировался он в основном на мебели и предметах интерьера). Запросив за работу €1,2 тыс., мастер взялся за дело.
Результат получился в прямом смысле ошеломительным. Увидев «обновлённую» Деву Марию, коллекционер потребовал исправить то, что получилось, однако стало еще хуже. Чтобы окончательно не загубить полотно, владельцу пришлось обратиться к реставратору, специализирующемуся на живописи в надежде, что картину еще можно спасти.
Общественность и сообщество профессиональных реставраторов довольно резко отреагировали на такое кощунство. Снова звучал призыв ввести более строгий механизм контроля за реставрацией произведений искусства и объектов культурного и исторического наследия страны. Специалисты отмечают, что попытки дилетантов восстановить старинные полотна, фрески, ювелирные украшения и памятники архитектуры приводят к уничтожению или безвозвратной порче культурных ценностей.
«Пушистый Иисус»
Испания помнит и еще более провальную попытку восстановления шедевра: в 2012 году в городе Борха одна из прихожанок храма Милосердия взялась за реставрацию фрески «Се, Человек». Профессиональной подготовки и образования, позволяющих браться за подобного рода проекты у нее не было, зато было огромное и бескорыстное желание помочь своей церкви.
Результат мало похож на Иисуса и на человека вообще. Отреставрированная фреска сразу получила прозвище «Пушистый Иисус».
При этом ни священнослужители, ни специалисты, курирующие вопросы реставрации культурных ценностей Испании, не смогли найти ответ на логичный вопрос: как и с чьего одобрения человек без специального образования и навыков реставратора получил доступ к старинной фреске?
В отличие от России почти все явные случаи порчи памятников искусства и культуры получают широкую огласку и, как правило, влекут проверки и разбирательства. Но это все постфактум, когда шедевр уже испорчен. Специалисты утверждают, что таких случаев гораздо больше, нежели освещается в СМИ и по телевидению. Да, многие из них не столь значительны, но каждый факт допуска к реставрации непрофессионалов, каждый случай порчи или уничтожения произведения искусства, отнесенного к объектам культурного наследия, должен быть тщательно проверен, а виновные — наказаны. Пока до этого далеко – в Испании недостаточно проработано законодательство и механизмы контроля за реставрацией и выбором исполнителя. Однако, если поправки будут приняты, их применение будет неукоснительным, а ответственность за нарушения не заставит себя долго ждать (в этом и есть отличие между Россией и странами Европы).
Статья по теме: Не получилось: примеры неудачной реставрации
И общественники, и представители местной ассоциации реставраторов требуют ужесточить порядок допуска к реставрационным работам и усилить контроль за уже запущенными проектами по восстановлению памятников и иных объектов культурного наследия. Примерно тот же порядок действует и в России. Осталось добиться его исполнения.
Хотите начать бизнес в сфере реставрации и сохранения памятников истории и культуры? Предлагаем купить готовую фирму с лицензией Минкультуры: так вы всего за 1 день получите действующую лицензию на нужные виды работ и право участвовать в выгодных тендерах. Большой каталог и адекватные цены. Звоните!