Лицензирование Минкультуры в 2021 году: новые правила и требования
В этом году владельцев лицензий на реставрацию объектов культурного наследия ждет несколько нововведений. Часть из них призваны существенно упростить жизнь предпринимателей, часть — заставит постоянно следить за выполнением лицензионных требований.
О том, что все лицензирование в стране переходит на так называемую «реестровую модель», мы уже писали. Бумажные лицензии уже заменяют записи в реестре о предоставлении специального права на занятие реставрацией с указанием пунктов работ. Вместо выдачи лицензии — предоставление права.
Статья по теме: С 2021 года в России вводится реестровая модель лицензирования
Изменения в системе лицензирования повлекли за собой изменения в других НПА, касающихся лицензиатов Минкультуры: все правовые акты должны гармонично сочетаться между собой, чтобы не создавать избыточную нагрузку на бизнес и не иметь противоречивых требований или пробелов. Основные изменения коснутся вопросов первичного оформления и переоформления лицензий Минкультуры, государственного надзора за соблюдением лицензионных требований, а также инициатив самих лицензиатов для сохранения лицензии в актуальном виде.
Оформить лицензию Минкультуры станет проще
Этому способствует возможность подать пакет документов на лицензирование полностью в электронном виде. Кроме того, обсуждается возможность подачи документов на лицензирование через МФЦ.
Сам Минкульт станет менее категоричным: если предоставленные документы и заявка соответствуют требованиям не по всем пунктам работ, а лишь по нескольким, то отказ затронет лишь те пункты, по которым требования не выполнены, по остальным пунктам работ лицензию предоставят. Недостающие документы можно «донести», а фирму доработать, и уже тогда получить право на деятельность по оставшимся видам работ. Учитывая, что бумажный документ менять не придется, Минкультуры просто внесет данные в реестр.
Если после подачи документов в фирме произошли изменения (например, сменился юридический адрес, увеличился штат реставраторов, изменились планы касательно видов работ, на которые нужна лицензия на реставрацию и т.д.), можно отозвать заявление без каких-либо последствий вплоть до момента принятия решения по нему.
Если соискателю отказано в предоставлении лицензии Минкультуры, лицензирующий орган обязан мотивировать свое решение. Обоснованный отказ поможет исправить недочеты и заново подать заявление, а не угадывать, в чем именно была ошибка подготовки.
В ряде случаев лицензиат сможет самостоятельно отредактировать данные о своей лицензии в реестре лицензий Минкультуры. Это касается наименования фирмы (или изменения ФИО индивидуального предпринимателя), адреса нахождения компании (или адреса проживания ИП), а также реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП. При изменении или дополнении других сведений для отражения их в реестре придется подать соответствующее заявление в Минкульт.
Обязательные проверки каждые 3 года
В рамках государственного контроля и надзора за соблюдением лицензионных требований вводится обязательное плановое подтверждение соответствия им каждые 3 года для всех лицензиатов. Причем инициативу проявить обязан сам владелец лицензии: не менее чем за 40 дней до истечения трехлетнего срока последней проверки он обязан подать заявление в Минкультуры о проведении в отношении него контрольной проверки.
Проверка заключается в изучении актуальных документов, подтверждающих выполнение лицензионных требований компании на данный момент (пакет документов почти тот же, что подается при лицензировании) и проводится не более 30 дней. В случае, если лицензиат планирует не просто подтвердить выполнение всех требований, но и дооформить новые виды работ, проверка продлится до 30 дней, а в списке документов должны быть те, что подтверждают выполнение требований по запрошенным видам работ.
Что будет, если вовремя не подать заявление на очередную проверку? Лицензия приостановит действие на срок от 3-х до 5 месяцев (а это означает невозможность дальше работать в сфере реставрации и выполнять уже действующие контракты). За это время Минкульт дает шанс подать заявление и подтвердить свое соответствие лицензионным требованиям. Если этого не сделать, лицензия аннулируется, и оформлять ее придется заново с нуля.
В результате проверки Минкульт делает вывод о том, соответствует ли фирма необходимым требованиям. Если да — компания продолжает работать. Если нет — фирма с лицензией на реставрацию получает предписание об устранении нарушений, и через 10 дней в ходе очередной проверки должна доказать, что все недочеты устранены. Если предписание не выполняется, лицензия приостанавливается на срок до 2-х месяцев, после чего при дальнейшем бездействии её действие прекращается окончательно.
Нововведения, касающиеся периодического контроля, вступают в силу с 1 июля 2021 года. Уже сейчас Минкульт готовится к рассмотрению заявок желающих подтвердить соответствие лицензионным требованиям: те, кто получил лицензию на реставрацию более 3-х лет назад, уже должен готовиться к проверке. Однако четких инструкций и указаний на это пока нет: вопрос отдан на регулирование ведомствам. Ждем разъяснений Министерства культуры РФ.
Нужна помощь в оформлении лицензии на реставрацию? Мы поможем получить лицензию на любые пункты работ или купить готовое ООО с действующей лицензией Минкульта, которая подходит для вашего бизнеса. Выгодно, законно, быстро. Звоните!