Неисполнение контракта из-за санкций: как защитить интересы фирмы-подрядчика
В условиях санкций исполнение госконтрактов на реставрацию оказывается под угрозой. Это касается всей строительной отрасли, а также тех тендеров, исполнение которых во многом зависит от поставок уникальных материалов, сырья и оборудования из-за рубежа.
Мы уже писали о мерах, которые приняты правительством для смягчения санкционного удара и его последствий. Сегодня расскажем о практике решения спорных моментов, которые позволяют избежать огромных убытков в случае неисполнения или просрочки исполнения тендера на реставрацию, или хотя бы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Форс-мажорные обстоятельства в условиях санкций
Оговоримся сразу: согласно ГК РФ форс-мажор – это непреодолимые обстоятельства, не зависящие от воли сторон, которые делают невозможным исполнение обязательства в том виде, в каком оно описано в контракте. В качестве примера обычно указаны техногенные катастрофы, военные действия, стихийные бедствия и т.д.
Сейчас форс-мажорными можно считать обстоятельства, возникшие из-за введения санкций, хотя такое понятие впервые используется в практике для обоснования невозможности исполнения. Ограничения, введенные против юридических лиц страны и государства в целом, повлекли за собой:
- перебои с поставками некоторых материалов и сырья,
- резкий рост цен на все, начиная от стройматериалов и заканчивая транспортными и иными сопутствующими услугами;
- задержками в оплате товаров, работ и услуг, сокращением возможностей отсрочки и кредитования исполнителей и субподрядчиков (что отражается на скорости и качестве работы).
Указанные явления приводят к тому, что фирма с лицензией Минкультуры, выиграв тендер, по независящим от нее обстоятельствам не может выполнить работу на тех условиях, которые изначально оговорены в госконтракте. Однако не все заказчики реставрационных работ признают указанные явления форс-мажором и часто привлекают подрядчика ко всем видам ответственности, начиная от взыскания неустоек и заканчивая внесением в РНП.
Статья по теме: Поддержка исполнителей госконтрактов в условиях санкций
Между тем, за три месяца успела сформироваться достаточная практика рассмотрения подобных ситуаций как в судах, так в в антимонопольной службе. В этой связи стоит внимательно изучить ПП от 21 марта 2022 г. № 417, где есть четкое условие включения в РНП подрядчика, «провалившего» контракт: если в отношении товара, работы или услуги, входящих в предмет исполнения, введены санкции или ограничения, это является основанием для отказа во включении в РНП. Ограничения могут быть введены как в отношении самих товаров, работ и услуг, так и в отношении материалов и оборудования, необходимых для их производства или поставки.
В сфере реставрации объектов культурного наследия санкции зачастую влияют на исполнение не прямо, а косвенно: дефицитом стройматериалов на складах поставщиков, отсутствием или сокращением производства уникальных материалов для отделки и воссоздания ценных элементов декора, и т.д. Рекомендуем подтверждать зависимость от санкций указанием в документах причины удорожания, прекращения или приостановления поставок (нужно прямо попросить поставщика или производителя, чтобы он обосновал повышение цен и перебои в поставках).
Что делать исполнителю, чтобы избежать штрафов и включения в РНП
Территориальные УФАС при рассмотрении о включении в подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков смотрят, каким образом он пытался урегулировать проблему, и пытался ли вообще. Так, если исполнитель получил официальную информацию о повышении закупочных цен на материалы, о прекращении поставок или о перерыве в поставках, а затем пытался согласовать с заказчиком исполнение контракта на новых условиях или обеспечительную гарантию, ФАС не включает исполнителя в РНП.
В случае, если сложившиеся условия явно свидетельствуют о том, что контракт не будет выполнен на тех же условиях в срок, оговоренный в документации, лучше всего действовать так:
- Получить документы, подтверждающие невозможность выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (запросить официальные письма, справки от производителей, субподрядчиков, поставщиков, а также торгово-промышленной палаты).
- Обратиться к заказчику с изложением ситуации, аргументировать просьбу об изменении условий договора или его расторжении. К заявлению приложить документы из п. 1, а также проект дополнительного соглашения с новыми условиями, на которых подрядчик сможет завершить проект.
Статья по теме: Изменение условий госконтрактов на реставрационные и строительные работы
Чаще всего проблему можно решить уже на этапе переписки с заказчиком, не доходя до судебных кабинетов. Заказчику выгоднее пойти на определенные уступки в цене и сроках, нежели терпеть убытки и заново объявлять тендер и искать исполнителя на прежних условиях, особенно если обстоятельства явно говорят о том, что условия все равно придется менять. Исполнитель должен вовремя указать на проблему, подтвердить невозможность реставрации на действующих условиях контракта и предложить адекватный вариант его исполнения. Не стоит молчать и ждать иска в суд.
Если же исполнение стало невозможным из-за санкций, а заказчик не идет на компромисс, несмотря на предпринятые меры, исполнитель может защищать свои интересы так:
- если заказчик выставил неустойку, а также пени и штрафы за неисполнение контракта, нужно требовать списания таких неустоек на основании ПП от 04.07.2018 г. «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом». Данное требование придется обосновать, желательно приложить документы, свидетельствующие о влиянии санкций на возможность исполнения.
- если заказчик расторг контракт или признал выигравшего исполнителя уклонившимся от заключения контракта, стоит сообщить в УФАС, приложив документы-доказательства того, что исполнение или заключение контракта на данных условиях невозможно из-за санкций. При расторжении контракта по инициативе заказчика стоит до вступления решения в силу повторно направить заказчику письменные разъяснения о причинах неисполнения и просить об отмене отменить это решение.
- обязательно участвовать в рассмотрении вопроса о включении в РНП, направить представителя на заседание комиссии ФАС. Учитывайте, что заседание проводится по аналогии с судебным: заслушиваются стороны, изучаются доказательства. Поэтому стоит заранее разработать стратегию защиты интересов подрядчика и запастись документами.
Как доказать, что причина неисполнения – санкции? Можно взять за основу письмо Минфина России от 8 апреля 2022 г. № 24-01-09/29768, где прямо указано, что доказательствами служат любые документы и подтвержденные факты, указывающие на причинно-следственную связь между санкционными ограничениями и невозможностью исполнения контракта на согласованных условиях. Причинно-следственной связью являются события, которые последовательно имели место после введения санкций и до момента неисполнения. - если заказчик обратился в суд с иском о возмещении убытков вследствие отказа исполнителя от заключения контракта, стоит действовать аналогично: подготовить отзыв на исковое заявление, подтвердить доводы документами, проработать стратегию защиты и обоснование позиции в суде, найти грамотного представителя для участия в заседании.
В качестве превентивной меры рекомендуем еще на этапе участия в госзакупках здраво оценивать возможности своей фирмы по выполнению реставрационных контрактов в сложившейся ситуации, кредитную способность и наличие необходимых материальных ресурсов для исполнения каждого этапа работ. Мы поможем получить лицензию Минкультуры и подготовиться к участию в тендерах. Звоните!