Регистрировать ООО можно будет по e-mail: новый проект
Еще в 2019 году три ведущих российских банка – Сбербанк, Россельхозбанк и ВТБ – выступали с инициативой, которая могла бы упростить работу всех компаний: они предложили регистрировать фирмы без привязки к конкретному юридическому адресу, заменив его на адрес электронной почты или ячейку в банке.
Сначала отказали
Данную инициативу поддержало Министерство экономического развития РФ. Однако тогда от этой идеи отказались. Несмотря на очевидные плюсы «перевода» регистрации ООО в электронную плоскость, было сразу две проблемы отказа от юридического адреса:
- придется внести изменения в множество нормативно-правовых актов, регулирующих процесс регистрации фирм и отслеживания ее деятельности по месту нахождения офиса;
- налоговый орган в последние три года контролирует нахождение руководства компании и осуществление деятельности по указанному в документах юридическому адресу. Фактически ФНС делает вывод о реальности фирмы по результатам проверок офисов и может отнести ООО к числу «однодневок» даже реальные компании, если директор в момент выездной проверки отсутствовал по указанному адресу или офис не был обозначен табличкой на двери.
Для контролирующих организаций подобная реформа будет означать невозможность надзора и выездных проверок фирмы. Куда можно будет нагрянуть с проверкой? Как застать директора на месте? Где изъять документы? Эти вопросы неразрешимы, если нет физического офиса и фактическое местонахождение руководства фирмы неизвестно.
Сторонники перевода регистрации ООО на электронный адрес указывали на то, что необходимость иметь физический офис и подтверждать его для ФНС логична для оффлайн-компаний, но слишком затратна и бесполезна для представителей бизнеса в интернете (например, интернет-магазинов, консалтинговых компаний и т.д.) Разрешение регистрировать фирму на электронный адрес позволит легализоваться многим представителям онлайн-бизнеса, сократит расходы на содержание ненужного офиса и позволит избежать принудительной ликвидации компании.
С приходом карантина и удаленной работы все изменилось: сами госорганы оперативно перешли в онлайн и на электронный документооборот, и оказалось, что все вопросы вполне можно решать в цифровом пространстве. Выяснилось, что для «привязки» граждан и организаций к реквизитам вполне подойдут официальные ГИС, например, Госуслуги.
Регистрация ООО на e-mail: новая версия
И вот сейчас Госдума снова рассматривает законопроект об отмене юридических адресов и использовании вместо них адресов электронной почты.
Предполагается, что регистрация компании на e-mail будет выглядеть следующим образом:
1. Учредитель фирмы направляет заявление о регистрации официального электронного адреса через Госуслуги;
2. На основании заявления на портале госуслуг формируется адрес электронной почты;
3. Учредителю через Госуслуги направляют информацию о регистрации фирмы, ее e-mail и пароль для входа в ящик, который в дальнейшем будет использоваться для документооборота компании с контрагентами и госорганами, а также рассылки официальной информации своим учредителям (участникам).
Порядок формирования адреса электронной почты на портале еще предстоит разработать. Кроме того, придется внести изменения в Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты о возможности регистрации ООО как на юридический адрес, так и на адрес электронной почты компании.
Для некоторых организаций могут предусмотреть исключение: им придется регистрироваться на реальный юридический адрес, чтобы надзорные органы могли контролировать деятельность фирмы и иметь физический доступ к офису. Например, реставрационные фирмы, медицинские и фармацевтические компании, организации, занятые в критически важных сферах должны будут по-прежнему регистрировать офис. В данном случае у проверяющих должна быть возможность бумажного документооборота, а также проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Нужна помощь с оформлением лицензии Минкультуры или приобретением готовой фирмы для деятельности по сохранению ОКН? Звоните, поможем.