В Якутии упразднили орган госохраны памятников: насколько это законно?
Возможно, защита вместе с памятниками скоро потребуется самим органам госохраны. В республике Саха (Якутия) упразднили Департамент по охране объектов культурного наследия, присоединив его к региональному Министерству культурного и духовного развития. Насколько это законно, а главное — целесообразно, учитывая направленность государственной политики на сохранение наследия страны и популяризации отечественной истории?
9 лет госохраны
Департамент был образован в 2016 году и выполнял функции самостоятельного органа, в ведении которого находились вопросы сохранения памятников истории и культуры Якутии. Основанием его создания послужило включение в закон № 73-ФЗ «О сохранении культурного наследия…» нормы о создании в субъектах РФ самостоятельных органов государственной охраны культурного наследия, которые кроме данной функции ничем иным заниматься не будут. В некоторых регионах такие структуры уже действовали либо были восстановлены, в Якутии пришлось создавать Департамент с нуля. Это требование, закрепленное в ст. 10 ФЗ № 73, действует до сих пор.
Статья по теме: Совет по сохранению и охране ОКН при Минкульте
В октябре Департамент провел свое «прощальное» заседание, где подвел итоги пяти лет работы по охране культурного наследия региона. Орган госохраны активно участвовал в каждом мероприятии по сохранению ОКН: следил за законностью реставраций, оказывал поддержку волонтерским организациям и общественному движению «народной реставрации», в ходе которого были восстановлены более 50 памятников истории и архитектуры (кстати, это больше, чем отреставрировано за счет госбюджета). Все научные изыскания и проектная документация для ремонта и реставрации ОКН также проходили строгий контроль, прежде чем быть реализованными.
Успешный симбиоз органа госохраны и общественной инициативы по сохранению культурного наследия стали предметом изучения участниками форума «Лидеры ВООПИК – Восточный вектор»: представители более 20 регионов пожелали перенять способы согласованных действий градозащитников и власти в деле сохранения культурного и архитектурного наследия. Успешное сотрудничество было отдельно отмечено главой Якутии, он же анонсировал большие планы по реставрации памятников. А через месяц Департамент как самостоятельный орган перестал существовать: его функции фактически «слили» с другими задачами культурного и духовного развития региона.
Статья по теме: Градозащитники просят возобновить плановые проверки деятельности на ОКН
Насколько законна такая оптимизация?
Почему правительство Якутии так смело пренебрегает требованиями федерального законодательства и без опаски ликвидирует специализированную структуру, призванную следить за сохранением и реставрацией объектов культурного наследия? Вероятно, примером послужила республика Тыва, где еще в 2016 году вопреки новому правилу также прекратил свое существование орган госохраны, образованный в 2008 году, и никаких возражений или санкций из центра не последовало.
На это обратил внимание руководитель отделения ВООПиК в Якутии (Саха), как и на сомнительный результат подобной «оптимизации» структуры государственной власти в регионе. В своем письме он указал на обширный перечень задач, которыми занимался Департамент по охране объектов культурного наследия, и напомнил, что обособленный орган, который занялся бы только охраной памятников истории и культуры, необходим для максимальной концентрации усилий в направлении надзора за реставрацией, а также координации действий общественности, органов власти и компаний с лицензией Минкультуры, занятых проектированием и работами на ОКН.
Статья по теме: Кто следит за ремонтом и реставрацией домов-памятников
Правительству республики Саха (Якутия) стоило бы учесть и такой момент: некоторые регионы неоднократно вносили в Государственно-правовое управление и Правительство РФ предложения об исключении из 73-ФЗ указания на необходимость специализированных органов государственной охраны памятников, однако Госдума отклонила все подобные предложения, в том числе поступившие в последние пару лет.
По этим причинам градозащитники просят учесть, что закон действует одинаково на всей территории России, и что существование органа госохраны — не лишняя статья расходов регионального бюджета, а необходимость в деле сохранения культурного наследия Якутии.