Старые дома становятся донорами для памятников архитектуры
Иногда старинные здания, которые по замыслу градоначальников должны украшать город, находятся в плачевном состоянии даже после реставрации. И дело здесь не только в нехватке финансирования. Зачастую даже солидные бюджетные вливания в дело сохранения культурного наследия не могут спасти положение, если за дело берутся дилетанты или реставрационные компании, больше заинтересованные в освоении бюджета.
Однако если памятник «попал в руки» к мастерам своего дела, есть довольно хорошие шансы восстановить его практически до первоначального состояния, даже при условии приспособления к современному использованию. Мы уже писали о том, как бережно восстанавливают памятники деревянного зодчества, буквально перебирая их по брёвнышку и сохраняя в итоге первоначальный вид. Однако дерево — материаль универсальный. С кирпичными зданиями сложнее: многие из них построены более 100 лет назад, и стройматериалы с тех пор претерпели существенные изменения. Чтобы восстановить такие памятники архитектуры, реставраторам приходится очень постараться.
Как реставрация может испортить памятник
Мы уже писали о примерах неудачных реставраций. Достаточно вспомнить, как топорно работали над фасадными элементами зданий в Санкт-Петербурге, да и в европейских городах хватает подобных случаев.
Статья по теме: Общие проблемы: реставрация в руках непрофессионалов
Очень часто при работе с кирпичными фасадами рабочие просто снимают верхний слой кирпичной поверхности болгаркой, для замены поврежденных кирпичей выдалбливают их из стены перфоратором, меняют на новые и считают что облицовка отреставрирована. Однако практика показывает, что это чаще вредит зданию, нежели помогает его сохранить.
Дело в том, что иногда только верхний слой кирпичей сохранил хоть какую-то плотность. Вглубь кирпичный массив более влажный и рыхлый. Получается, что рабочие снимают самый прочный слой кирпичной кладки ради того, чтобы «освежить фасад» и сохранить первоначальные материалы.
Расшивка швов между кирпичами с помощью перфоратора тоже вредит: вибрации не идут на пользу несущим конструкциям столетней давности. Излишнее воздействие такого рода приводит к новым трещинам, деформации, разрушениям.
Если окажется, что кирпичи пришли в негодность, их штучно заменяют на новые либо переоблицовывают фрагмент стены. Очень часть новые кирпичи весьма отличаются от «родных»: цветом, размером, формой. У реставраторов всегда есть объяснение: кирпичей, созданных по технологиям начала прошлого века, не осталось.
Или все же остались? Если их нет, то как другие реставрационные компании умудряются найти и восстановить кладку столетней давности так, что она выглядит безупречно?
Старые доноры: во имя спасения архитектуры городов
И всё-таки остались реставраторы, которые понимают, что сохранение памятника и придание вида, похожего на аутентичный — это разные мероприятия. И занимаются именно сохранением.
Например, в ситуацией с восстановлением фасада применяют технологии, которые не вредят конструктивным элементам здания и по минимуму воздействуют на сами кирпичи. Это в основном кропотливая работа вручную, а также щадящие технологии обработки кирпича: мягкий бластинг, поштучная расшивка швов специальными пилами и др.
Если в ходе работы выяснится, что кирпич поврежден только с внешней стороны, а в целом еще крепкий и может послужить, его зачищают и переворачивают: таким образом проводится точечная или массовая перелицовка фасадов. Если выяснится, что такой кирпич больше непригоден, его заменяют на аутентичный (кирпич примерно такого же «возраста», размера и цвета).
Откуда берутся такие кирпичи, если их больше не производят по технологиям столетней давности? Их покупают. Не секрет, что в России множество старинных зданий, которые медленно разрушаются и никогда не будут отреставрированы, т.к. не вошли в число объектов культурного наследия. При разборе таких зданий и образуются небольшие запасы кирпичей, столь ценных для восстановления объектов дореволюционной и довоенной архитектуры.
Конечно, нигде нет официальных списков или реестров продавцов таких стройматериалов, нет магазинов с описанием ассортимента или количества кирпичей. Строительные фирмы с лицензией Минкультуры в Москве и Санкт-Петербурге часто по своим каналам разыскивают и закупают материалы для реставрации в разных регионах, транспортируя их даже из Сибири и Дальнего Востока России. И не зря: в результате такой реставрации памятник сохраняет свою аутентичность даже в таких мелочах, как кирпич.
Получается, что старые дома, которым не посчастливилось войти в состав ОКН, становятся донорами для памятников архитектуры
.
Технологии спешат на помощь
Сейчас при реставрации фасадов редко используется современный кирпич: формовка отличается от прежней, сложно заменить часть фасада так, чтобы сохранить первоначальный вид. Но в скором времени ситуацию обещают изменить: в России постепенно начинают производить кирпичи по старым формам, которые могут подойти для целей сохранения ОКН. Конечно, производиться они будут по новой технологии, что пойдет только на пользу.
Иногда можно встретить мнение, что старые кирпичи были качественнее, прочнее современных, и причиной тому — технологии и более трепетное отношение к качеству в прошлом. Но это не совсем так.
Специалисты отмечают, что раньше кирпичи закаляли путем обжига, но ни размеры печей, ни скорость производства материала не позволяли производить кирпич в количестве, достаточном для быстрой постройки дома. Чтобы увеличить количество кирпича, часть материала просто сушили на открытом воздухе под солнцем. Естественно, что кирпич при такой технологии был менее качественным, быстро сырел и разрушался. Поэтому для облицовки толстых стен с внешней и внутренней стороны использовали обожжённый кирпич, а внутреннюю часть выкладывали высушенным кирпичом.
Сейчас же есть возможность наладить производство «старых» кирпичей по новым технологиям. Их можно будет использовать для полной реставрации фасадов, в том числе заполнять внутреннюю часть несущих стен без ущерба прочности.
Мы помогаем получить лицензию на сохранение объектов культурного наследия и подтвердить лицензию Минкультуры для дальнейшей работы. Обращайтесь!