Окт 27, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Тендеры на реставрацию

Страхование объекта культурного наследия: как решается вопрос с ответственностью

День, когда загорелся собор Парижской Богоматери, общество задалось двумя вопросами: можно ли восстановить такой ценный неповторимый памятник, и во сколько обойдется реставрация, если она вообще возможна? В каждом городе России есть и свои маленькие «Нотр-Дамы»: старинные здания, развалившиеся окончательно, «случайно» сгоревшие объекты культурного наследия, занимающие ценные участки городской земли, уникальные купеческие лавки и дома, арендованные предприимчивыми бизнесменами и безжалостно отремонтированные и отстроенные в предпринимательских целях…Конечно, такие факты вызывают некоторое возмущение горожан и вялые протесты со стороны органов охраны памятников истории и культуры, но дальше этого дело не идет. Между тем, вопрос стоит остро: как выглядит ответственность за сохранение и реставрацию памятников истории и культуры в денежном выражении и каков механизм возмещения ущерба?

 

Западный опыт страхования

Здесь полезно обратить внимание на европейский опыт решения данной проблемы. В развитых странах давно поняли, что даже при внимательном и бережном владении памятником, а уж тем более при его реставрации возможны непредвиденные ситуации: обрушение элементов или повреждение отдельных конструкций может обернуться миллиардными финансовыми потерями. Возмещать их придется тому, кто отвечает за сохранность памятника во время владения либо за реставрацию.

 
Получить лицензию Минкультуры на реставрацию
 

Именно поэтому в Европе ни одна реставрационная компания не выйдет на объект, предварительно не застраховав свою ответственность от любых непредвиденных ситуаций. Эксперты подсчитали, что в европейских странах объем страхования реставрационных и ремонтных работ на объектах культурного наследия составляет около 90%, тогда как в России едва достигает 50%. Причина проста: в Европе четко отлажен механизм взыскания штрафов и возмещения ущерба за повреждение памятника, а сами реставраторы предпочитают не рисковать ни репутацией, ни финансовым положением своей фирмы. В России пока надеются на удачу, не умеют просчитывать уровень риска и стоимость памятника именно как объекта наследия, а не только как объекта недвижимости, да и ответственность за халатные действия и некачественную реставрацию наступает редко. В этом и разница: в Европе страховой полис стоит дешевле ответственности, в России — наоборот.

При этом и в нашей и в зарубежных странах подрядчики часто сталкиваются с проблемами, которые могут повлечь повреждение памятника, причем речь идет не только о реставраторах, но и фирмах- застройщиках, которым приходится работать рядом с памятником архитектуры. В результате возможны повреждения объекта строительства или рядом стоящих зданий, материалов, оборудования, строительной техники — все что угодно вплоть до причинения вреда жизни и здоровью людей. При работе над памятником истории и архитектуры возникают дополнительные сложности:

  • работа в стесненных условиях. Особенно актуально для городов с плотной застройкой. Это дополнительные риски, а значит, страховой полис станет дороже.
  • особые требования к материалам и методам проведения реставрации. Например, в Шотландии и Англии часто требуют, чтобы при реставрации памятников использовались те же материалы и методики, что применялись во времена создания объекта. Нарушение этого правила считается ущербом, который также просчитывается и возмещается страховой компанией.
  • при страховании реставрационных работ всегда учитывается стоимость восстановления памятника в случае его полной утраты. В связи с этим при определении цены страхового полиса оценивается уровень риска, исходя из опыта работы подрядчиков, их владения особыми материалами, методами и технологиями работ, умение выполнять сложные виды реставрации и т.д.

страхование объекта культурного наследия
 

А что в России?

Вопрос страхования памятников истории и архитектуры звучал еще в 2000-х годах. Причем речь шла не просто о страховании рисков фирмы с лицензией Минкульта при реставрации, а об ответственности владельца ОКН за сохранность вверенного ему объекта.

Тендеры на реставрацию

Пионером в продвижении инициативы стала Москва, приняв в 2012 году государственную программу «Культура Москвы на 2012-2016 гг.». В ней предусмотрено, что правительство города разработать и узаконить механизм обязательного страхования ответственности владельцев памятников истории и культуры. В рамках данной ответственности именно владельцы должны отвечать за выбор подрядчика реставрационных работ и результаты его работы. До принятия программы владельцы не выполняли мер, предусмотренных охранным обязательством, и действенного механизма принуждения не было. По новым правилам планировалось, что разрушение и повреждение памятника оплатит страховая компания, которая затем в порядке регресса будет предъявлять финансовые требования к владельцу объекта.

Однако страхование реставрации и ответственности владельцев так и не стало обязательным. До сих пор нет соответствующих норм в законах. Органы охраны памятников предложили сделать страхование ответственности владельцев ОКН обязательным условием при передаче памятника в собственность или аренду. Страховое возмещение предполагалось передавать балансодержателю, а страховую стоимость исчислять из стоимости восстановления памятника. При этом при наступлении страхового случая страховка должна направляться на ликвидацию последствий данного страхового случая.

Ряд экспертов указывали на нецелесообразность страхования памятников истории и культуры как имущества. Более разумным представлялось страхование ответственности лиц, которые используют ОКН в любой форме, будь то владение, реставрация или ремонт объекта. В этом случае владельцу придется ответственнее подходить как к своему подходу в использовании объекта, так и к найму аттестованных специалистов по реставрации, выбору подрядчика. Это дешевле и эффективнее, нежели подход к страхованию памятника архитектуры как обычного объекта недвижимости. Оценить стоимость памятника именно как объекта культурного наследия в России пока проблематично.

На сегодняшний день встречаются единичные случаи страхования памятников: например, кинотеатр « Художественный» в Москве — застрахована ответственность подрядчика реставрационных работ, деревянный дом с резным декором фасадов из усадьбы Маковецкого в Тюмени — застрахован как недвижимое имущество на 7,5 млн. рублей от любых рисков, способных повредить объект. Однако большой популярности страхование не приобрело. Эксперты отрасли считают, что введение обязательного страхования отпугнет потенциальных инвесторов, а также возможных участников программы «Памятник за 1 рубль». Возможны и злоупотребления по схеме: «Застраховал — поджег — получил выплату». Чтобы не было перекосов, необходим комплексный подход и детальное законодательное регулирование страхования объектов культурного наследия и деятельности с ними. Есть смысл адаптировать западный опыт под российское законодательство.

Хотите начать бизнес в сфере реставрации и выйти на госзакупки с готовой фирмой, подходящей под все требования? Предложим хорошие ООО на выбор, поможем оформить сделку за 1 день. Звоните!