Окт 19, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Минстрой создает единого госзаказчика для стройки и реставрации объектов

Недавно мы писали о передаче двух Дирекций Минкультуры по строительству и реставрации в ведение Минстроя. Как оказалось, это не единственная реформа, которая коснулась сферы сохранения объектов культурного наследия. Получив в свои руки все задачи по строительству, капремонту и восстановлению зданий, Минстрой выступил с очередной инициативой: организовать отдельную госкомпанию, которая будет выполнять функции единого госзаказчика для реализации инвестиционной программы и других госпрограмм в различных сферах. В сферу деятельности нового госоргана войдет не только строительство, но и ремонт, реставрация, реконструкция, проектирование, а также инженерно-изыскательные проекты. Предполагаемый объем финансирования закупок — 300 млрд. рублей. Срок создания — 1 января 2021 года.

 

Процесс запущен

До конца 2020 года министерства и ведомства сами занимаются вопросами строительства своих объектов. Минкульту выделяются деньги на реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия, Минздраву — на строительство больниц, Минобразования — на школы. Вопросами строительства в каждом министерстве ведает отдельная служба.

В Правительстве планируют передать все «строительные вопросы» министерств и ведомств службе единого госзаказчика уже в начале 2021 года. Именно для этого в октябре 2020 года службы заказа строительных работ нескольких министерств перешли в ведение Минстроя.

Статья по теме: Реставрацией вместо Минкульта займется Минстрой

Следующий шаг: вместо нескольких дирекций создать публично-правовую компанию, которая сосредоточит в своих руках все вопросы реализации госпрограмм касательно проектирования и строительства, в том числе в сфере сохранения объектов культурного наследия. Основное условие: работы должны финансироваться из федерального бюджета. Если объект региональный и финансируется исключительно местным бюджетом, заказами реставрационных работ будет заниматься владелец памятника.

Что будет с реставрацией, когда за дело возьмутся строители, а не ученые? Этот вопрос волнует многих. Специалисты сферы опасаются, что подход Минстроя будет выражаться в восстановлении памятников архитектуры и их приспособлении для современного использования в ущерб сохранению аутентичности и культурной ценности. Проще говоря, вместо уникального памятника мы получим прочный и практичный новострой, возможно, внешне похожий на исходную версию, но на выходе не имеющий никакой историко-культурной ценности. Вместо реставрации будет вестись строительство с приданием внешней схожести объекту.

В Минстрое официально заявляют: все работы по реставрации и сохранению памятников архитектуры будут вестись в тесном сотрудничестве со специалистами Минкультуры. Правда, правовые рамки такого взаимодействия пока нигде не прописаны.

 

Насколько он необходим?

О необходимости создания единого госзаказчика впервые заговорили еще в 2018 году. Предлагалось создать на базе Минстроя ведомство, которое возьмет на себя реализацию задач по строительству объектов для других министерств. Таким образом, за стройку и связанные с ней контракты будут отвечать профессионалы этой сферы, а министерства и ведомства будут освобождены от необходимости заниматься вопросами, для них несвойственными. Минздрав должен заниматься вопросами лечения граждан и системой здравоохранения, Минобр — учить, а строить и ремонтировать объекты должны строители, т.е. Минстрой или его специализированная служба.

В марте 2020 года в Правительстве начали разработку предложений по созданию службы единого заказчика в сфере строительства. В августе начали рассмотрение первых предложений. В августе, комментируя планы создания единого госзаказчика, вице-премьер пояснил, что такая структура позволит сэкономить, исключить нецелевые расходы, сократить количество недостроев и в общем сократить сроки выполнения строительных контрактов.

Вопрос эффективности расходования предоставленных бюджетных средств тоже заслуживает внимания. По данным Счетной палаты, несмотря на достаточное финансирование на строительство и реставрацию объектов, Минкульт сумел качественно освоить менее половины выделенных денег.

Нередки и факты коррупции, которые часто перерастают в скандал федерального масштаба. Достаточно вспомнить громкое дело о хищении средств высшими должностными лицами Министерства культуры и подрядчиками, совершенном при реставрации Новодевичьего монастыря, Изборской крепости (Псков), здания Эрмитажа в СПб. Авторы законопроекта считают, что подобных злоупотреблений можно избежать, если закупками реставрационных работ будет заниматься независимое ведомство — единый госзаказчик работ.

Специалисты полагают, что виной тому суть тендерного законодательства. Работая по 44-ФЗ, любой заказчик сталкивается с проблемами: демпинг цен, контракт достается самому «дешевому» исполнителю, который часто не способен осуществить реставрацию качественно, процветают различные мошеннические схемы, когда закупку выигрывает фирма с лицензией Министерства культуры, а субподрядчиками являются обычные мелкие строители, которые и выполняют всю работу в меру своих умений.

При создании единого госзаказчика в виде государственной компании процедуры определения подрядчиков будут проводиться в соответствии с 223-ФЗ, который предполагает меньше бюрократии и больше ориентирован на результат, нежели на эффективное освоение бюджета.

Впрочем, несмотря на изменение подведомственности и порядка определения подрядчика (возможно), требования к исполнителям по-прежнему останутся довольно строгими: обязательное наличие лицензии Минкультуры на проектирование и реставрацию, опыт в выполнении аналогичных контрактов, надежная материальная база и штат аттестованных реставраторов.

Хотите получать заказы на реставрацию объектов культурного наследия на десятки миллионов рублей? Поможем оформить лицензию или приобрести готовое ООО с действующей лицензией на нужные виды деятельности. Консультируем бесплатно, поможем оформить сделку и подготовиться к тендерам на реставрацию. Звоните!