Май 31, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Выйти из тени: проблемы перепланировки в памятнике архитектуры

Для большинства жителей домов, являющихся памятниками архитектуры, перепланировка — остро стоящий вопрос. О том, насколько сложно жить в устаревших помещениях, построенных еще в начале прошлого века, говорится регулярно, но голосов «недовольных» так мало, что они теряются в общем шуме о жилищных проблемах граждан. Однако там, где много жилых памятников архитектуры, а также там, где власти всерьез намерены изменить существующий порядок решения жилищных вопросов, есть шанс на изменение ситуации.

Как в Питере

Рассмотрим вопрос на примере города-памятника Санкт-Петербурга. Здесь многие живут в старинных зданиях, построенных более ста лет назад, когда об особенном комфорте или удобствах не задумывались: помещения дробили, объединяли, устраивали закутки и широкие коридоры, а во время «уплотнения» жильцов после революции ради нужд будущего социалистического государства бывшие апартаменты в результате самовольных перепланировок превращались в причудливые коммуналки.

После признания зданий памятниками архитектуры или вновь выявленными памятниками на любые перепланировки накладывается табу: здания и помещения фактически «заморожены» в том состоянии, в каком их выявили и внесли в список ОКН. То есть, оборудовать ванную комнату, снести временную стену или заменить ветхое окно нельзя без множества согласований в жилищных комиссиях, администрации, комитете по охране памятников и привлечения фирмы с лицензией Минкультуры для проведения работ.

Частные инвесторы согласны финансировать переселение людей из квартир и коммуналок на первых этажах зданий, особенно памятников архитектуры, чтобы в дальнейшем использовать эти помещения в коммерческих целях. Однако из-за того, что перевод помещений из жилого в нежилой фонд практически невозможно, эта практика фактически прекращена.

В чем причина?

По мотивам прошлогодних «майский указов» в Санкт-Петербурге получилось существенно оздоровить ситуацию в области строительства и создания благоприятных условий для проживания граждан. Сокращены сроки выдачи разрешений на строительство жилья, ввода в эксплуатацию, проведения изысканий и экспертизы проектов.

Однако с перепланировкой всё не так просто. Местные МВК настолько яростно защищают права граждан, что получить разрешение на перепланировку стало практически невозможно. Сроки рассмотрения заявлений тянутся по нескольку месяцев. Перевод жилья в статус нежилого помещения для коммерческих целей фактически невозможен.

Не в силах преодолеть бюрократические преграды, обычные граждане и предприниматели выбрали самый легкий путь: стали игнорировать требования о согласовании перепланировки. По данным журналистских расследований, доля самовольных перепланировок составляет около 90%. За приемлемую сумму шустрые ребята предлагают быстро и качественно снести лишние перегородки, «передвинуть» стену, расширить оконный проем… Каждый такой «ремонт» — это прямое нарушение правил и норм безопасности, риск обрушения.

Для домов, отнесенных к памятникам архитектуры, ситуация и вовсе может окончиться плачевно. Даже если не учитывать ветхость конструкций, самовольная перепланировка может привести к тому, что здание утратит свою историко-культурную ценность — город постепенно лишится значительной части культурного наследия.

При этом вся ответственность ложится на граждан, а МВК, делающие легальную перепланировку фактически невозможной, оказываются не при делах.

Как вывести перепланировки «из тени»

Специалисты считают, что для изменения ситуации необходимо убрать административный барьер на пути к законной перепланировке и смене статуса помещений, для чего внести ряд изменений в законодательство и изменить в целом подход к вопросу:

  • наладить цифровое взаимодействие, используя существующие государственные электронные площадки;
  • разработать и утвердить единый перечень замечаний для обоснования отказа в разрешении перепланировки, таким образом у МВК не будет возможности постоянно ссылаться на всё новые причины для отказа, а также разбивать каждое основание на более мелкие замечания, растягивая сроки рассмотрения заявок;

  • за счет перехода на цифровое взаимодействие сократить сроки согласования перепланировки до пяти дней, а выдачи разрешения на перепланировку — до трех дней;
  • ввести в состав МВК представителя общественных организаций с правом решающего голоса – для создания своеобразной «системы сдержек и противовесов» для исключения возможности коррупции и злоупотреблений со стороны чиновников;
  • разрешение на перепланировку выдавать не собственнику помещения, а строительной организации, имеющей членство в СРО, а в ряде случаев — лицензию на реставрацию объектов культурного наследия;
  • ввести обязанность собственников помещений, подлежащих перепланировке, страховать гражданскую ответственность за возможное причинение вреда третьим лицам в ходе работ по перепланировке до момента ввода объекта в эксплуатацию.

Если есть четкие и прозрачные правила и приемлемые сроки согласования, нет необходимости прятать перепланировку и избегать согласования.Если опыт Санкт-Петербурга окажется удачным, его можно рекомендовать и для других регионов.

Нужна лицензия Минкультуры для проведения работ на памятниках архитектуры? Звоните, поможем получить!