Окт 07, 2024

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Исключить памятник из реестра ОКН должно стать проще: новые планы Минэка и Минстроя

В начале года мы писали о масштабной программе сохранения культурного наследия России, рассчитанной до 2045 года. В программу включена и корректировка законодательной базы, приведение её в соответствие нормам из других сфер. А всё вместе должно привести к тому, что памятники истории и архитектуры были вовлечены в хозяйственную деятельность,  защищены от разрушения и вообще — спасены и восстановлены насколько это возможно. Деньги под эти мероприятия выделены, «дорожная карта» имеется — казалось бы, что может пойти не так?

Статья по теме: Фактически нацпрограмма: самая масштабная программа реставрации длиной в 20 лет

Оказалось, власти на местах не очень заинтересованы в сохранении старых зданий в первозданном виде, зато их очень заботит вопрос: а как эти здания можно вычеркнуть из Реестра ОКН, не привлекая излишнего внимания вышестоящих товарищей и общественности?

Отсюда и родились предложения о внесении изменений в некоторые НПА, регулирующие обращение с объектами культурного наследия, которые в сентябре 2024 года оформились в полноценный законопроект, направленный Минстрою для обсуждения и конструктивной критики.

 

Исключить проще, чем внести

Минэкономразвития предлагает внести в закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» поправку, которая меняет подведомственность вопроса о снятии региональных и местных ОКН с учёта в соответствующем реестре: если сейчас это прерогатива Правительства РФ, то в будущем этот вопрос предлагают отдать на откуп высшему должностному лицу региона. То есть губернаторам.

Сейчас для снятия ОКН с учёта нужно обратиться «наверх» и обосновать такое решение. В Правительстве должны убедиться, что памятник — не памятник и не заслуживает находиться в реестре региональных объектов культурного наследия, а потому его нужно исключить и вывести из-под ограничений и госохраны. Чтобы убедить — нужны аргументы и доказательства, и одного лишь желания застройщиков, которым приглянулся кусок городской территории, здесь не обойтись.

Если отдать этот вопрос на откуп региональным властям, то здесь у девелоперов задача упрощается раз в десять. С «регионалами» всегда проще найти общий язык, да и вся бюрократия по поводу памятника пройдёт тихо и незаметно для вышестоящих органов и обывателей.

Поэтому под соусом исключения из Реестра ОКН зданий, «попавших туда по ошибке», инициаторы предлагают решать этот вопрос на уровне региона, не отчитываясь вышестоящим органам власти.

 

И добавить объём

Вторая поправка касается возможностей объёмной реконструкции памятника. Настолько объёмной, что на его базе хотят разрешить капитальное строительство и реализацию объёмно-пространственных решений — всё это, конечно, в целях «включения ОКН в хозяйственный оборот.

Эта новация фактически развязывает руки различным энтузиастам строительной отрасли, которые получают возможность освоить городские участки, расширив и надстроив старинные здания под видом работ по реставрации и сохранению ОКН. По мнению Минэка, сейчас нет желающих взять на баланс памятники архитектуры даже по льготным программам аренды или кредитования, потому что нет поля для манёвра: ничего менять нельзя, возможности использования ограничены. А вот если разрешить владельцам менять объемно-пространственные характеристики (читай: надстраивать, пристраивать и увеличивать площадь) памятника, застройщики заинтересуются и будут охотнее участвовать в программах сохранения ОКН.

Статья по теме: Почему не работает программа льготной аренды ОКН «Памятник за 1 рубль»

Тот факт, что в результате это никакой аутентичности и исторической достоверности от памятника не останется, а предмет охраны потеряет свой смысл в новом обличье, законотворцев не пугает. Им главное — включить памятник в хозяйственную деятельность, а не сохранить его в первозданном виде.

 

Каковы перспективы такого законотворчества

Общественники отмечают, что попытки убрать охрану или хотя бы облегчить снятие ограничений, связанных с сохранением ОКН, были и ранее. Например, предлагалось не проводить историко-культурную экспертизу при принятии решения об исключении здания из реестра объектов культурного наследия. Авторы отмечали, что руководствоваться нужно целесообразностью, а не лишь наличием историко-культурной ценности. Также предлагалось упростить процедуру согласования ремонтно-реставрационных работ либо вовсе разрешить ремонтировать памятники без лицензии Минкультуры или разрешения органа госохраны.

Однако раньше такие инициативы удавалось не пропускать дальше обсуждений. Теперь же риски высоки: под предлогом реализации указаний Президента о корректировке противоречивых НПА заинтересованным лицам дали простор для действий, в том числе и таких, которые не пойдут на пользу культурному наследию. Авторы новых правил надеются, что уже к октябрю 2025 года их инициативы пройдут согласования и будут утверждены кабмином. Откуда такая уверенность — непонятно, но градозащитники опасаются: слишком высоки риски того, что глубокого анализа предложений не будет, слишком сильно строительное лобби и высоки ставки. Ведь инициатива исходит от Минэкономразвития, на согласование направлено в Минстрой… А мнение Минкульта никто и не спрашивает.

Градозащитники стараются привлечь к новым инициативам внимание как Минкульта, так и общественности. Остаётся надеяться, что ВООПИиК и активисты в очередной раз встанут на защиту культурного наследия против экономических интересов застройщиков.