Апр 08, 2024

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Фактически нацпрограмма: двадцатилетний проект сохранения ОКН

В последний день февраля Президент РФ порадовал хранителей российского культурного наследия поистине глобальными планами по реставрации. Вместо того, чтобы опять объявить какой-нибудь «год культуры» со списком реставраций памятников на ближайшие месяцы, глава государства замахнулся на комплексную двадцатилетнюю госпрограмму по сохранению ОКН.

В отличие от прошлых попыток «взяться за памятники» госпрограмма уже имеет чётко обозначенный период (20 лет), промежуточные этапы, конкретные планы и количественные показатели. Определены «регионы-пилоты», на которых опробуют идею и, отточив её, распространят на всю Россию. Первые мероприятия намечены уже на этот год. Фактически это целый нацпроект с финансированием, системой отчетности и дорожной картой.

«Старинные здания, усадьбы, храмы, – заявил 29 февраля Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию, – это зримое воплощение нашей национальной идентичности, неразрывной связи поколений. Прошу Правительство, парламентариев, профильные комиссии Госсовета, с участием общественности, конечно, проанализировать нормативную базу в сфере охраны и использования объектов культурного наследия. Надо устранить явно избыточные, противоречивые требования, из-за которых порой памятник разрушается на глазах, а формально, по закону оперативно принять меры по его спасению невозможно.
Предлагаю сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия России. Рассчитываю, что мы примем ее на 20 лет. Нужно предусмотреть меры поддержки граждан, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление памятников.
Такие механизмы опробуем в текущем году в пилотном проекте Института развития «ДОМ.РФ». В нем примут участие пять регионов: Забайкалье, Новгородская, Рязанская, Смоленская и Тверская области. А к 2030 году по всей стране надо привести в порядок не менее тысячи объектов культурного наследия, дать им вторую жизнь, чтобы они служили людям и украшали наши города и села».

 

В чем отличия от прошлых попыток сохранить наследие

Во-первых, это системность. Проект будущих работ касается не только непосредственно реставрации, но и затрагивает все смежные сферы: экономическую, административную, законодательную. Президент призвал ликвидировать хаос в нормативных актах различного ранга, которые зачастую содержали пробелы, противоречили друг другу, а то и вовсе носили декларативный характер и по сути были бесполезны.

Беспорядочные попытки отреставрировать хотя бы значимые памятники удавались, однако многие здания попросту разрушились либо сгорели «от невыясненных причин», дожидаясь то финансирования, то включения хоть в какой-нибудь перечень. Контроль за реставрацией и распределение полномочий сначала пытались централизовать, затем передать в регионы, затем снова консолидировали в центре. О том, по каким критериям выбирали памятники, «достойные» включения в программы финансирования реставрации ОКН, мы уже писали: они вызывали массу нареканий как у обычных неравнодушных граждан, так и у тех, кто обязан был реализовать все эти инициативы.

Статья по теме: Есть проблемы: общественники о новых критериях отбора памятников

 

Во-вторых, это вектор на упорядочение всех норм законодательства в сфере сохранения ОКН. Президент призвал тщательно проработать профильное законодательство и ориентироваться на поддержку тех, кто реально занят спасением и реставрацией памятников истории и культуры. Выяснить, почему не работают те или иные инициативы, почему «заморожены» механизмы содействия общественным движениям и компенсации за восстановления ОКН силами инвесторов.

 

В-третьих, сделан четкий акцент на срочные меры по сохранению памятников, находящихся в опасности. Причем здесь речь не шла о том, чтобы идти на поводу у дельцов, которые «осваивают бюджеты» и под предлогом спасения памятника подсовывают в итоге новодел с элементами «под старину». Речь не о том, чтобы ослабить контроль или смягчить требования к реставрации, но убрать излишнюю бюрократию, снять чрезмерные требования, не способствующие сохранению старинных зданий, дать больше возможностей для работы добросовестных владельцев ОКН и инвесторов, а также неравнодушных граждан и их объединений.

Статья по теме: «Том Сойер Фест» берет на себя реставрацию старинных зданий

Здесь важно, чтобы реформирование законодательной базы прошло под чутким контролем, а не было отдано на откуп тем же девелоперам или недобросовестным реставраторам, которым важнее взять заказ в работу и получить деньги, нежели сохранить наследие насколько это возможно аутентичным. Если не проследить, и без того быстро гибнущие памятники архитектуры и истории вовсе останутся беззащитны перед коммерческим интересом.

 

В-четвёртых, сделан курс на избирательный контроль в различных сферах, куда относится и реставрация. Вместо повальных плановых проверок по графику будет действовать риск-ориентированный подход в сфере контроля: чем больше риска причинения вреда объекту или чем выше его ценность, тем чаще туда будут заглядывать проверяющие, чтобы не допустить нарушений. А там, где риски минимальны, достаточно будет профилактических визитов по мере необходимости.

Таким образом будет нивелировано излишнее административное давление на бизнес, при этом все важные сферы и объекты будут под должным контролем.

 

В-пятых, реставрация памятников истории и культуры будет вестись в сочетании с социально-экономическим развитием городских и сельских поселений. Программы развития регионов, в которые будет «вплетена» и реставрация ОКН, позволят превратить их в центры туризма и способствовать в развитии гостиничного бизнеса.

Уже сейчас некоторые инвесторы охотно берутся за реставрацию старинных усадеб и поместий, при условии что после восстановления им разрешат организовать там гостиницу, отель, рекреационный центр и т.д.

Статья по теме: Взгляд инвестора: выгодно ли владеть памятником на льготных условиях?

В рамках такого сочетания развития Президент РФ пообещал регионам содействие и дополнительное финансирование в сумме 360 миллиардов рублей на развитие исторических центров, а также парков, скверов, набережных — всего того, что в итоге формирует комфортную городскую среду и позволяет гармонично вписать старинную архитектуру в современную жизнь городов. Таким образом, «кусочек» этих денег пойдёт и на дело сохранения культурного наследия.

Все эти планы поражают своим масштабом, но одновременно и тем, какой фронт работ предстоит всем: от реставрационных фирм с лицензией Минкульта до чиновников, ведающих законодательством, финансированием, администрированием всех этих процессов. В таком проекте потребуется скоординировать усилия и работу тысяч людей, проработать сотни документов, оперативно решать вопросы и проблемы (а при таком размахе и несовершенстве нынешней системы сохранения наследия проблемы обязательно будут). Снова заговорили о том, что для того, чтобы держать все эти процессы под контролем и координировать работу различных министерств и ведомств, нужен специальный межведомственный орган, который будет стоять над всеми ними, и на федеральном уровне отвечать за реализацию всей этой госпрограммы.

Статья по теме: Как планировали возвращение Росохранкультуры ради сохранения культурного наследия

Остаётся надеяться, что двадцатилетние планы по сохранению наследия России не останутся лишь на бумаге в виде декларации, ничем не подкреплённой, а действительно сработают так, как задумано. Будем наблюдать.

Если вы планируете работать в сфере реставрации памятников истории и культуры, вам нужно получить лицензию Минкультуры. Мы поможем подготовиться и быстро оформить нужные разрешения и допуски для участия в реставрационных госзакупках. Звоните!