Окт 31, 2021

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Кто должен реставрировать жилые памятники: жильцы, инвесторы, государство?

Основная тема обсуждаемых законопроектов о сохранении культурного наследия — распределение бремени денежных затрат на реставрацию объектов, до сих пор являющихся жилыми домами. О сложностях с ремонтом таких домов, а также инициативах властей в данном направлении мы уже не раз писали, но все эти полумеры пока находятся в статусе «региональной самодеятельности», попыток найти решение сложного вопроса на стыке жилищного, градостроительного и охранного законодательства. Теперь же парламентарии всерьез намерены законодательно закрепить механизм принятия решений и финансирования работ по реставрации жилых домов-памятников, устранив пробелы и противоречия в НПА.

Статья по теме: Лицензии на на реставрацию хотят отменить?

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге около 4 тыс. жилых домов имеют статус ОКН регионального и федерального значения. В Москве таких домов около 700. В каждом крупном городе можно насчитать сотню-другую жилых домов, находящихся в реестре памятников истории или архитектуры. Жить в таком доме престижно, однако и расходы собственников помещений в таких объектах оказываются на порядок выше, чем в новостройках или обычной «вторичке». Все дело в особенностях ремонта таких домов: если нужно привести в порядок инфраструктуру, фасад, кровлю, внутреннюю отделку и прочие элементы, входящие в объект охраны, придется делать полноценную реставрацию с разработкой проекта, наймом фирмы с лицензией Министерства культуры и закупкой весьма дорогих материалов. Все это обходится в несколько раз дороже, нежели ремонт тех же недочетов, но в обычном доме.

Разумеется, многие жильцы просто финансово «не тянут» такие расходы, памятник постепенно разрушается и утрачивает не только свою историческую и архитектурную ценность, но и возможность дальше быть использованным по назначению.

Еще в 2019 году у парламентариев СПб возникла идея: ремонтировать дома исторического центра города в рамках государственно-частного партнерства, когда инвесторы спонсируют памятник, а государство возмещает им расходы на реставрацию. Парламентарии Самары предложили переложить траты на реставрацию на бюджеты региональных и муниципальных образований (у Правительства этот проект не вызвал одобрения).

Однако оставлять вопрос нерешенным уже нельзя, при этом любой вариант решения должен предусматривать высокие требования к работам на объектах культурного наследия. Поэтому профильные комитеты Госдумы доработали самарский проект и планируют внести его на рассмотрение.

 

Оплата по новым правилам

Представитель комитета по культуре считает, что раз государство присвоило статус ОКН жилому дому, оно должно участвовать в судьбе таких зданий. Особенно в условиях, когда фирмы-подрядчики неохотно берутся за ремонт жилых домов-памятников (если точнее, вообще отказываются брать такие проекты в работу). Это тормозит восстановительные работы, а время не идет на пользу старинному дому с ажурными коваными перилами или уникальной лепниной. При этом нельзя ждать, пока собственники квартир наскребут нужную сумму и, наконец, начнут оплачивать проектные и реставрационные работы — у граждан попросту нет таких денег, т.к. ремонт исторических зданий по всем правилам обходится в десятки миллионов рублей. Если же вопрос с финансированием будет решен, реставрационные проекты станут более привлекательными для компаний, решивших получить лицензию Минкульта.

При этом депутаты не говорят о полном освобождении граждан от обязанностей по содержанию жилья: по замыслу авторов проекта, жильцы ежемесячно оплачивают капитальный ремонт, и набранная сумма должна идти на реставрационные работы, а недостающую часть придется оплачивать государству. Таким образом, содержание и сохранение жилых домов, признанных памятниками истории и архитектуры, станет посильной нагрузкой, и даже даст возможность вступить в программу капремонта в приоритетном порядке. Речь идет не только о содержании общего имущества вроде фасадов, кровель, лестниц и коридоров. По замыслу депутатов, государство должно принимать участие в финансировании сохранения дома и помещений в нем, все будет зависеть от конкретного объекта и объема работ.

Для наилучшего контроля предполагается, что заключать договор на реставрацию будут с управляющей компанией или ТСЖ, а не с каждым собственником квартиры в доме. Отвечать за качество и ход работ будет УК.

В целом, проект должен решить львиную долю вопросов с реставрацией жилых домов-памятников, но по ходу реализации неизбежны проблемы и недочеты. Их будет решать рабочая группа, созданная из представителей профильных министерств.