Июн 14, 2025

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Допуски СРО

Мошенническая схема в госзакупках: докажите надёжность

В сфере закупок всё чаще стали появляться странные условия участия, которые не совсем законны, но при этом для неопытных участников выглядят вполне убедительно. На деле это ловушка, призванная привлечь внимание к очередному коммерческому реестру, рейтингу или объединению и выманить деньги у добросовестных участников на бесполезные документы. Разберём один из популярных приёмов: платное участие в реестрах и рейтингах.

 

Суть схемы

Поставщик находит интересный тендер: подходящие условия, выгодная НМЦК, понятная документация. Но среди требований вдруг обнаруживается пункт, который вызывает заминку: для участия заказчик требует какую-то «выписку из реестра благонадёжных поставщиков» или «сертификат добросовестной практики». На первый взгляд звучит как разумная осмотрительность при проверке контрагента, запрос о подтверждении его надёжности. Поэтому участник решает, так и быть, вступить в этот реестр или получить этот сертификат надёжности.

Чтобы получить такой «сертификат», участнику предлагают:

  • зарегистрироваться в частной структуре с каким-нибудь солидным названием, напоминающим аббревиатуру реального госреестра (ЕИС, реестр поставщиков, реестр МСП, РНП и тому подобные);
  • оплатить «вступительный взнос» — от нескольких тысяч рублей (чтобы не отпугнуть наивных подрядчиков, чтобы платили без особых раздумий и проверок этих самых реестров;
  • ждать. Пока ждёт — закупку отменят или пересмотрят, оставив поставщика с ненужным сертификатом надёжности в руках.

В результате потенциальный участник не получает ни контракта, ни возврата денег (оснований для возврата нет, его же включили в реестр по его заявлению).  Зато на рынке оказывается энное количество подрядчиков, «подтвердивших надёжность» или «состоящих в реестре благонадёжных». А дальше появятся новые заказчики, которые требуют очередные выписки из новых «реестров надёжности»…

Здесь важно не перепутать мнимые требования с реальными, которые действительно предъявляются для допуска к определённым видам работ. Например, наличие сотрудников в реестре НРС.

 

Как вычислить фиктивные условия

Будьте внимательны при изучении условий закупки, особенно если в документации фигурируют:

  • ссылки на «реестры» или «системы» с названиями, имитирующими официальные (например, «ЕИС-1225», «РНП-3612»);
  • обязательные сертификаты от объединений с абстрактными названиями типа «Национального реестра надёжных поставщиков» или «Реестра квалифицированных подрядчиков»;
  • намёки на то, что только при наличии этих документов ваша заявка будет принята.

Ни один из таких «реестров» не предусмотрен ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ. Это могут быть зарегистрированные организации с добровольным членством и взносами, однако в рамках госзакупок такое требование не обосновано, юридически для подачи заявки и участия в тендере такие подобные выписки и справки не нужны.

Исключение составляют требования о наличии выписки из реестра саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков или изыскателей. Заказчики вправе требовать подтверждения членства в СРО для выполнения большинства контрактов по строительству и капремонту, проектированию работ или проведению реставрации и ремонта на объектах культурного наследия, а также в иных случаях, где цена контракта высока и требуется особая ответственность подрядчика.

Вступление в СРО строителей и проектировщиков открывает дорогу к таким контрактам + позволяет застраховать свою ответственность как исполнителя по договору. Правда, это возможно только в том случае, если саморегулируемая организация сама соответствует требованиям надёжности, имеет хорошие условия по взносам в компфонды и позволяет закрыть нужный уровень ответственности участника.

Статья по теме: Как выбрать надёжные СРО и начать участие в госзакупках

Что говорит закон

Статья 43 Федерального закона № 44-ФЗ прямо запрещает требовать от участников закупки документы, не предусмотренные законодательством. Оценка заявок должна производиться исключительно по перечню, установленному нормативными актами. Всё остальное — злоупотребление и нарушение принципов конкурентности.

Суды и ФАС уже не раз признавали такие закупки недействительными. Любая попытка навязать участие в частных «реестрах» под видом обязательного условия — это сигнал о нарушении закона.

 

Как проверить

Если вы обнаружили подозрительное требование в закупочной документации:

1. Проверьте его на соответствие закону — особенно внимательно изучите 44-ФЗ или 223-ФЗ.
2. Не платите никаких взносов — это неофициальные организации, и деньги вернуть не получится — вы же платите их добровольно, хоть и введены в заблуждение незаконными требованиями.
3. Зафиксируйте факт нарушения — скриншоты, письма, запросы заказчику.
4. Подавайте жалобу в ФАС — с указанием нарушений и копиями документации.

Любое требование, за которым стоит дополнительный платёж за необязательный документ, можно расценивать как попытку завладеть деньгами без каких-либо встречных обязательств. Мы рекомендуем внимательно анализировать условия закупки, сравнивая перечень документов с официальными требованиями закона.

Мы поможем разобраться в требованиях участия в реставрационных госзакупках, а также получить лицензии и допуски для работ на объектах культурного наследия.