Согласование изменений в проект ремонта и реставрации ОКН
Работы по реставрации и реконструкции на ОКН часто идут не по плану. В результате в уже утверждённый проект реставрации необходимо внести изменения. И если в обычной стройке есть разграничение случаев, когда проектная документация отправляется на повторную экспертизу, а когда достаточно справки о соответствии изменений от ГИПа, с памятниками архитектуры по аналогии со стройкой действовать не получится.
Повышенный контроль
Прежде чем планы по реставрации ОКН пройдут путь от проектирования до сдачи в эксплуатацию готового объекта, все работы будут подвергнуты постоянному контролю и надзору. На всех этапах. Для этого ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия» предусмотрен особый подход к выполнению работ на памятниках истории и архитектуры:
- проектировщик и подрядчик обязаны получить лицензию Минкультуры на нужные виды работ + иметь соответствующие допуски СРО;
- разработанный проект реставрации и ремонта ОКН должен пройти государственную историко-культурную экспертизу, а также быть согласован органом госохраны;
- работы на объекте ведутся только с письменного разрешения органа госохраны;
- в ходе работ на объекте поэтапно осуществляется авторский и технический надзор на ОКН с составлением отчётов обо всех отклонениях от проекта и выявленных недостатках;
- приёмку работ осуществляет не только сам заказчик — владелец объекта культурного наследия, но и орган госохраны.
При таком пристальном контроле за процессом ремонта и реставрации памятника неизбежно возникают вопросы, связанные с согласованием возможных изменений проекта. Это происходит не только из-за недостатков проектной документации. Бывает так, что в ходе работ выясняется: выполнить проект не получится, если не внести правки. Например, обнаруживаются иные дефекты или особенности внутренней кладки, степень разрушения оказывается больше, чем было предположено при научных изысканиях и т.д. В результате изменения в проект могут быть как незначительными, так и существенными, которые в итоге повлияют на внешний вид здания.
И если с внесением технических правок вопросов обычно не возникает (здесь действует ГОСТ 21.101-2020), то процедура согласования их вызывает проблему прежде всего правового характера. Это пробел в законе, единого правила или решения нет.
Главный вопрос изменения проекта: два решения
Основной вопрос: нужно ли повторно проводить ГИКЭ, если в проектную документацию пришлось внести правки? Нужно ли заново согласовывать изменённый проект в органах госохраны?
Юристы предлагают подходить к проблеме с двух ракурсов.
Корректирует автор
Если авторский надзор за реставрацией осуществляет автор проектной документации, теоретически можно внести изменения в соответствии со ст. 716 ГК РФ как исправление ошибок в рамках гарантий разработчика вследствие выявления ошибок и недостатков проекта или на основании отдельного договора. В обоих случаях повторной экспертизы не требуется, т.к. автор имеет лицензию Минкультуры на проектирование и по умолчанию это считается достаточным, чтобы считать его компетентным для качественной разработки. Аналогично и с согласованием в органах госохраны: если у автора проекта есть лицензия, то он априори доказал соответствие высоким требованиям и достаточно компетентен, чтобы внести изменения в проект.
Недостаток этого подхода кроется в том, что автор фактически получает возможность неограниченно менять проект в ходе проведения работ, в результате чего возрастают риски некачественной реставрации, утраты и порчи ценных элементов. Об этих «сюрпризах» органу госохраны станет известно только в момент приёмки, да и то — если эти изменения видны невооружённым глазом.
Строго следуем букве закона
Второй подход прямо противоположен. Внесение правок в уже согласованный и прошедший экспертизу проект меняет документацию, т.е. она фактически становится новой. А раз ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» говорит о необходимости проводить ГИКЭ в отношении проекта работ по сохранению ОКН, а затем согласовывать его в органах госохраны, то кто мы такие, чтобы нарушать этот порядок?
Здесь есть один существенный недостаток. Если строго следовать букве закона, проводя экспертизу каждой правки и бегая согласовывать изменения, то процесс реставрации может затянуться на годы (не забывайте, что эксперты и должностные лица, ведающие вопросами согласований, ужасно загружены). Учитывая количество объектов, подлежащих реставрации, представители органа госохраны будут буквально жить на объектах, следя за каждой правкой и решая: согласовать или нет.
Есть ли правильное решение
Пока существует этот пробел в законе, правильность действий в каждом спорном случае будет определять суд.
В идеале должна быть принята какая-то золотая середина. Например, определён перечень изменений или объектов, когда изменения проекта подлежат повторной экспертизе и обязательному пересогласованию органом госохраны. Или указана степень изменения проекта, при котором итоговый результат будет существенно отличаться от запланированного изначально.
Как видим, когда дело касается конструктивных характеристик, влияющих на прочность и безопасность здания, суд однозначен в выводах: новая экспертиза и новое согласование необходимы. Однако это и так очевидно, строители при изменении проекта исходят из тех же критериев.
Но ОКН — не обычная стройка. Здесь речь не только о прочности строения, но и сохранении историко-культурной ценности, а эта ценность не всегда заключается в исторической схеме или планировочных решениях. Зачастую даже материал отделки имеет значение. А потому универсальные «строительные» требования здесь не подходят.
Как решить проблему? Это возможно только при устранении законодательного пробела. Вопрос должны решать не столько юристы, сколько реставраторы, архитекторы, проектировщики и инженеры, понимающие специфику сохранения объектов культурного наследия.
Мы помогаем с лицензированием в Минкульте. Быстро, под ключ, с гарантией положительного результата. Поможем пройти периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям Минкульта и подготовиться к тендерам на реставрацию. Звоните!