Ноя 28, 2020

|

написал: Александр Петров

|

Категория: Новости

Сохранить и возродить: планы по охране памятников по итогам совещания с Президентом РФ

27 октября 2020 года состоялась видеоконференция по культуре. Деятели культуры получили возможность обсудить ситуацию и донести основные болевые вопросы до «самого верха» — Президента РФ. Основные моменты обсуждения касались возрождения Росохранкультуры, недостатков реставрации и плавной трансформации ее в обычное строительство, финансирования проектов по сохранению культурного наследия в столицах и регионах страны. В результате конференции — изучено, поручено, разработаны шаги и перспективы развития. А что по факту?

 

Сохраним, решим, проверим

Президент РФ в своем выступлении на конференции коснулся многих вопросов, связанных с сохранением объектов культурного наследия. Он показал хорошее владение предметом беседы в общих чертах: указал на наличие конфликта интересов в ходе деятельности по сохранению ОКН, особенно памятников федерального значения, отметил невозможность обеспечить надлежащий уровень реставрационных работ в регионах и контроля за проводимыми работами. Для решения указанных проблем придется скорректировать законодательство.

Отдельная тема — надзор за реставрацией федеральных ОКН в регионах: зачастую те, кто использует или реставрируют и те, кто контролирует работы, имеют смежный интерес или конфликт. Конечно, это не идет на пользу самим памятникам, и приводит к громким коррупционным скандалам и нерациональному расходованию выделенных средств. По мнению специалистов отрасли, для должного надзора необходимо ввести госконтроль за содержанием памятников истории и культуры, находящихся в ведении различных органов власти и организаций.

Еще одна проблема — нехватка квалифицированных кадров. Конечно, Россия славится своими традициями в реставрации и старинными школами. Однако, когда в деле начинает превалировать интересы строительной сферы и экономическая выгода, есть риск превратить реставрацию памятников в обычные строительные работы с приспособлением старинных зданий под современные нужды города. Президент озабочен тем, что требования к исполнителям работ по сохранению памятников культурного наследия снижаются, и зачастую работы в таких зданиях проводятся без привлечения профильных специалистов. Обычной строительной компании достаточно получить лицензию Минкультуры на деятельность по восстановлению памятников, и вот она уже участвует в тендерах на реставрацию, берется за восстановление лепнины, скульптур и барельефов. При этом аттестованные специалисты-скульпторы сидят без работы, т.к. они не могут «заявиться» на весь комплекс работ по памятнику, да и в штате строительных компаний они не нужны.

Все это приводит к низкому качеству реставрационных работ, а в конечном итоге — к порче и утрате уникальных памятников истории и культуры. Особые опасения вызвала недавняя передача в ведение Минстроя нескольких дирекций по строительству, в том числе подведомственных Минкульту. Именно они отвечали за реставрацию самых значимых памятников, и с ними в ведение Минкульта перешли полномочия по реконструкции и реставрации объектов. В 2021 году под руководством Минстроя создадут единого госзаказчика строительных работ — вместо дирекций новая госкомпания будет заниматься закупками строительства, капремонта, реконструкции и реставрации.

Статья по теме: Реставрацией памятников займется Министерство строительства

Президент отметил, что единый госзаказчик по строительству необходим для повышения эффективности освоения бюджета, выделенного на стройки, однако это не должно приводить к полной передаче реставрации в ведение строителей. Чтобы строительное ведомство стало полноценным инструментом сохранения культурного наследия, нужно выстроить адекватное межведомственное взаимодействие и наладить контроль над восстановительными работами. Строители уже обещали, что реставрационные проекты будут реализовываться с обязательным привлечением специалистов Минкультуры. Осталось конкретизировать требования и закрепить их законодательно.

 

Эффективная схема

Кроме Президента РФ на видеоконференции выступали специалисты, которые работают «в поле» и ежедневно решают проблемы с сохранением ОКН. Они обратили внимание на то, что при реставрации внимание нужно обращаться не на эффективность расходования средств, рыночные и нерыночные цены и экономию на материалах.

Для улучшения контроля над сферой сохранения культурного наследия, возможно, стоит возродить Росохранкультуру в качестве самостоятельного ведомства или в составе Министерства культуры. Схема взаимодействия тогда будет выглядеть следующим образом:

  • за стройку и реконструкцию отвечает Минстрой;
  • за реконструкцию и реставрацию — Минстрой с обязательным надзором Минкульта;
  • за реставрацию и охрану ОКН — Министерство культуры.

Еще один нюанс: в сфере реставрации сейчас и заказчики и подрядчики работ в первую очередь руководствуются законодательством о госзакупках, требованиями Градостроительного кодекса, земельного законодательства, законам о госконтроле и надзоре. Непосредственно закон об охране объектов культурного наследия, а также ведомственные приказы по значимости отходят на второй план. Участники в первую очередь стараются сэкономить и не «попасть на штрафы», а не отреставрировать памятник максимально близко к первоначальному варианту. Эту ситуацию необходимо развернуть, возвести в приоритет именно сохранение ОКН, а не экономическую эффективность.

 

Строгий учет

Другие специалисты обращают внимание на важный, но пока малозаметный нюанс: многие памятники невозможно восстановить по одной простой причине: у них нет полной документации с указанием предмета охраны. Вся работа по сохранению этих объектов закончилась внесением их в реестр ОКН. Сейчас полным комплектом документов обеспечены 15% памятников. Около 120 тыс. объектов, особенно вновь выявленных, в течение многих лет не могут дождаться оформления соответствующих паспортов, охранных обязательств, а многие до сих пор считаются «ничьими», т.к. собственник и владелец неизвестен.

В условиях рыночной экономики именно рыночные законы диктуют условия работы с памятниками. И если нет прямой или косвенной выгоды в реставрации, заниматься этим просто не будут. В качестве решения этой проблемы предлагается повысить приоритет законодательства об охране ОКН, чтобы все остальные законы применялись только при условии соответствия требованиям закона об охране культурного наследия. Обязательно — вернуть научный подход к реставрации, чтобы решения принимались исходя из научного анализа, а не только финансовых соображений.

Также необходимо отменить передачу полномочий по сохранению ОКН в ведение регионов, организовать отдельный надзорный орган госохраны — самостоятельный, независимый, подчиняющийся только Правительству РФ.

Кроме того, запустить и бесперебойно финансировать программу по консервации памятников, чтобы они в ожидании реставрации окончательно не обветшали.

В целом конференция прошла продуктивно: специалисты озвучили главные «боли» сохранения культурного наследия, Президент показал, что ориентируется в теме, понимает, и призывает принять меры. Отрасль ждет реальных шагов: изменений законодательства, создания единого надзорного органа, закрепления приоритетов защиты не только в виде абстрактных тезисов. Какими будут результаты — покажет время.

Хотите начать бизнес в сфере реставрации? Поможем купить готовую фирму с лицензией Минкультуры, готовую к участию в тендерах. Оформление за 1 день, подбор варианта, возможно дополнение лицензии нужными видами работ. Звоните!